Внешним управляющим, экстренно назначенным в Детройт, стал юрист Кевин Орр. Он считается одним из самых высококлассных специалистов по выводу из банкротства. В частности, он это проделал с автоконцерном Chrysler.
Это будет один из крупнейших поворотных моментов в истории США
Дефицит бюджета Детройта на сегодняшний день составляет 300 млн долларов, а внешний долг городских властей – около 14 млрд долларов, передает BBC. Когда-то этот город назывался автомобильной столицей мира, такие компании, как Ford, General Motors, Chrysler, сделали ему славу.
В начале – середине прошлого века Детройт был одним из богатейших и быстроразвивающихся городов США. Он превратился в крупнейший центр машиностроения, его население постоянно росло за счет прибывавших из других штатов мигрантов в поисках работы, которую они могли найти здесь.
Но во второй половине века дела пошли на спад. Выросла безработица, стремительно происходила люмпенизация населения, люди стали массово покидать город. Если в 1950-е годы население города составляло 2 млн человек, то сейчас оно уменьшилось почти втрое. Когда-то город занимал пятое место в США по количеству жителей, теперь он на 18-м. Уровень безработицы в Детройте составляет 18,2% – это почти в два с половиной раза больше, чем в среднем по стране (7,7%).
То есть все перевернулось с ног на голову. В двадцать первом веке ситуация нисколько не изменилась к лучшему. Только в период с 2000 по 2010 год город покинуло около четверти миллиона жителей. Сейчас 83% жителей города составляют афроамериканцы. Автомобильные концерны Ford, General Motors и Chrysler настиг жестокий кризис: американцы из-за дороговизны бензина стали пересаживаться на азиатские машины. Автоконцерны США традиционно ориентировались на производство больших «прожорливых» по части бензина автомобилей, и они стали проигрывать в конкурентной борьбе японским и корейским экономичным автомобилям.
Более трети жителей города официально живут за чертой бедности. Такие, казалось бы, естественные для крупного города вещи, как полицейские патрули, ночные фонари, в большей части города отсутствуют. Уровень преступности катастрофически высок. Даже восстановление автомобильных концернов не сказалось хорошо на Детройте. General Motors, конечно, держит свою штаб-квартиру на исторической родине, но в черте города действует только один автозавод, принадлежащий Chrysler.
Положение усугубилось и деятельностью бывшего мэра Детройта Куаме Килпатрика. На этой неделе Килпатрик был осужден за коррупцию и взяточничество. Его признали виновным по 24 эпизодам, включая махинации с налогами, участие в рэкете, мошенничестве и выбивании откатов при заключении городских контрактов.
По выражению обвинителя, преступная деятельность бывшего мэра была настолько масштабной, что он превратил муниципалитет в компанию Kilpatrick Incorporated. Одной из крупнейших махинаций было предоставление его другу – городскому подрядчику Бобби Фергюсону – контракта на 83 млн долларов за откаты в несколько сот тысяч долларов.
Мэром Детройта Килпатрик стал всего в 31 год, это был яркий взлет молодого амбициозного политика из стана демократов. Но его правление не было отмечено ничем, кроме блатных назначений на руководящие посты, кумовством, непомерных бюджетных расходов, что роковым образом совпало с естественным процессом упадка Детройта. Вместо того чтобы повернуть его вспять или хотя бы остановить, Килпатрик только усугубил развал города.
Сейчас бывшая автомобильная столица мира как никогда близко подошла к банкротству. Для американских крупных городов это большая редкость. Самым знаменитым в истории был случай Нью-Йорка, который в 1975 году чуть было не оказался банкротом из-за огромных долгов. Штат Нью-Йорк тогда назначил управляющий совет, который контролировал финансы мегаполиса.
В недавней истории на грани банкротства оказывалась Филадельфия. В 1991 году штату Пенсильвания также пришлось назначить временного управляющего в город. Но ни один из этих городов не проходил официально процедуру банкротства, сообщает Reuters.
В сущности, именно такая задача и поставлена перед Кевином Орром – не допустить банкротства города. Данные Орру полномочия позволяют ему отменять любые решения местных чиновников и представителей выборных органов власти, а также переписывать условия рабочих контрактов, заниматься приватизацией городской собственности и выставлять на продажу любые активы местных властей. На решение задачи Орру дано 12–16 месяцев, но сам он надеется, что справится быстрее.
«Мы можем восстать из пепла, – заявил Орр. – Это прекрасный город и волшебный штат, они подарили мне путевку в жизнь. Я чувствую себя просто обязанным справиться с этой работой. Это будет один из крупнейших поворотных моментов в истории США».
Новый управляющий назвал свою работу «олимпийской реконструкцией». За год работы он получит 275 тыс. долларов. В качестве предупреждения городским союзам, торговцам и другим Орр сказал: «Не заставляйте меня идти в суд по банкротствам. Вам это не понравится».
Назначение управляющего по-разному воспринимается экспертами. «Я с оптимизмом смотрю на то, что остались хорошие люди в городе, штате и что есть хороший финансовый управляющий. Все необходимые ингредиенты для того, чтобы добиться успеха, в наличии», – отмечает партнер чикагской компании Chapman and Cutler Джеймс Спиотто. По его мнению, у Детройта есть хороший шанс избежать банкротства.
Инвесторы высказываются с осторожностью. «Мы должны иметь четкую картину, каковы точно долги Детройта», – сказал директор отдела муниципальных бондов Alliance Bernstein Гай Дэвидсон. Пока, по его словам, инвесторы не готовы возвращаться к тому, чтобы помогать Детройту.