Royal Dutch Shell пришлось признать, что ее амбициозные планы по добыче нефти в Арктике на месторождениях в море Бофорта и Чукотском море пока не могут быть претворены в жизнь.
Арктический шельф – это естественное продолжение наших северных территорий, его нужно изучать и осваивать
«Мы добились прогресса на Аляске, но это долгосрочная программа, которую мы реализуем с осторожностью и соблюдением мер безопасности», – пояснил Марвин Одум, представитель входящей в группу Shell Oil. В заявлении компании говорится, что решение о приостановке бурения вызвано необходимостью принятия новых мер безопасности, передает BBC.
Это решение было принято после серии инцидентов в 2012 году. Последний из них произошел 31 декабря, когда во время сильного шторма буровая установка Kulluk, принадлежащая Royal Dutch Shell, оторвалась от буксировочного судна, начала дрейфовать и в результате села на мель, сообщает ИТАР-ТАСС.
Royal Dutch Shell получила от министерства внутренних дел США лицензию на бурение у берегов Аляски в 2005 году. За это время она потратила на проект около 5 млрд долларов и до сих пор не закончила бурить первую скважину. А энтузиазма у нефтяников было очень много.
Shell все время напоминала, что в море Бофорта и Чукотском море можно добыть до 25 млрд баррелей нефти. Она всегда цитировала данные геологических исследований, согласно которым Арктика содержит приблизительно 20% всех еще не открытых нефтяных и газовых ресурсов планеты.
Но попытки добыть хоть что-то из этих огромных запасов оказались связаны с большими проблемами. Компании не давали покоя защитники окружающей среды и регуляторы, предъявлявшие высокие требования к оборудованию. После объявления Shell Джон Совен, исполнительный директор «Гринписа», заявил, что нефтяники «недооценили проблемы, с которыми связано бурение в Арктике», и что решение о приостановке операций означает инвестиционный провал.
Весь процесс освоения арктических месторождений для Royal Dutch Shell складывался тяжело. После многочисленных отсрочек компании наконец удалось начать бурение в Чукотском море в сентябре прошлого года. Но уже на следующий день его пришлось прекратить и уводить оборудование во избежание столкновения со льдами. Были и другие серьезные повреждения, связанные с суровыми условиями работы.
Shell отвергла предложение прекратить работу в Арктике на неопределенное время из-за проблем с выполнением требования по обеспечению экологической безопасности и сложными условиями. Руководство компании подчеркивает, что у нее долгосрочные планы, пишет Financial Times. В сообщении Shell подчеркивается, что компания не ожидает начала коммерческого производства нефти и газа на своих активах на Аляске до середины следующего десятилетия. Аналитики отмечают, что если вопрос стоит так, то год задержки роли не сыграет.
А между тем в России на Арктику возлагают большие надежды. Буквально в четверг председатель правительства Дмитрий Медведев заявил о необходимости изучения ресурсной базы Арктического шельфа. «Арктический шельф – это естественное продолжение наших северных территорий, его нужно изучать и осваивать, особенно принимая во внимание то, что этим интересуется значительное число стран мира, в том числе не имеющих никакого отношения к Арктическому региону», – заявил он на заседании правительства.
На прошлой неделе была опубликована стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. В ней ставятся задачи обеспечить освоение Арктики за счет развития инфраструктуры. Кроме того, предлагается «формирование резервного фонда месторождений в Арктической зоне Российской Федерации, гарантирующего энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе, в период замещения падающей добычи в районах традиционного освоения после 2020 года».
Ожидается освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан.
С помощью Арктической зоны составители стратегии предлагают удовлетворить потребности России в цветных, благородных и драгоценных металлах и в дефицитных видах минерального сырья. Для этого необходимо разрабатывать месторождения хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, коренные золоторудные месторождения восточных районов Арктической зоны.
Но эксперты признают, что добыча полезных ископаемых крайне затрудняется, когда речь заходит об Арктике. «В Арктике месторождения находятся на глубине 1,5 километра, а само бурение идет еще глубже. Если раньше добыча велась на глубине нескольких сотен метров, то сейчас это совсем другие глубины. Плюс сами условия – например, на том же Ямале вообще вечная мерзлота. Чтобы привезти нефть по морю, нужен ледокол, не говоря уже о сложности технологии прокладки труб», – рассказывает заместитель директора Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.
«Осваивать Арктику – удовольствие недешевое. Есть такая точка зрения, что осваивать углеводородные ресурсы в Арктике будет сложнее, чем осваивать космос. С точки зрения научных, инженерных и технических решений», – говорил в интервью газете ВЗГЛЯД академик РАН, председатель научного совета РАН по геологии и разведке нефтяных и газовых месторождений Алексей Конторович.