Экономика

18 ноября 2013, 12:54

Эксперты: Авиакомпаниям тяжело покупать новые самолеты

Фото: ИТАР-ТАСС

Выяснилось, что возраст рухнувшего в Казани самолета Boeing-737 превышает 23 года. Эта катастрофа может привести к поднятию вопроса о снижении возраста самолетного парка России. Парк подавляющего числа отечественных авиакомпаний никак нельзя назвать молодым, но найти деньги на обновление будет тяжело.

Как сообщил руководитель Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ Александр Полтинин, в авиакомпании «Татарстан» изъяты все документы по техсостоянию самолета и подготовке пилотов к полету, передает ПРАЙМ.

#{image=759582}Скорее всего, снова поднимется вопрос о том, насколько российские авиакомпании в состоянии обеспечить безопасность полетов. Кроме того, обращает на себя внимание возраст разбившегося Boeing-737, совершившего первый полет в 1990 году. «Самолету было 23 года!!! Нужно обязать все авиакомпании публиковать в расписании год выпуска самолетов», – написал в своем блоге глава ассоциации предпринимателей «Новое дело» Михаил Дворкович, который пояснил свою позицию следующим образом: «на старых никто летать не захочет».

Руководитель пресс-службы авиакомпании «Татарстан» Гульназ Минниханова заявила уже, что к техническому состоянию самолета претензий не было. Между рейсами лайнер, по ее словам, проходил оперативное техобслуживание и неполадок выявлено не было. Предыдущие рейсы были выполнены в штатном режиме. Она также сообщила, что разбившемуся Boeing СМИ ошибочно приписывают аварийную посадку в Казани в ноябре прошлого года из-за неисправной системы вентиляции. По ее словам, в том случае был другой самолет Boeing, который давно возвращен бывшему болгарскому партнеру авиакомпании – Bulgarian Aviation group, передает «Интерфакс».

По данным ресурса Aviation Safety Network, за 23 года эксплуатации упавший самолет поменял семь авиакомпаний: это были французские Euralair International и Air France, Uganda Airlines из Уганды, бразильская Rio Sul, румынская Blue Air, болгарская Bulgaria Air и, наконец, авиакомпания «Татарстан», взявшая самолет в лизинг.

С машиной был связан ряд инцидентов, самым серьезным из которых была поломка левой стойки шасси при недолете во время захода на посадку в Бразилии. После этого самолет потребовал серьезного ремонта, никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. По данным Aviation Safety Network, именно этот самолет совершил аварийную посадку в Казани в 2012 году, хотя Гульназ Минниханова это опровергает. Тогда никто не пострадал.

Согласно рейтингу блога «Летаем вместе!», в России, по данным на апрель текущего года, молодым авиапарком (средний возраст находящихся в эксплуатации самолетов не превышает 10 лет) могли похвастаться только 5 компаний: «Аэрофлот», «Таймыр» (NordStar Airlines), S7, Red Wings и «Россия». Что касается авиакомпании «Татарстан», то она эксплуатирует четыре самолета Airbus A319 со средним возрастом 7,4 года, один Boeing 737-400 (15 лет), два самолета Ту-154 со средним возрастом 18 лет. Это не считая рухнувшего Boeing 737-500.

Аналитик Инвесткафе Андрей Шенк отмечает, что крупные компании, как правило, летают на более современном парке, так как в последние годы активно инвестируют средства в обновление и расширение парка, поэтому средний возраст снижается к 8–10 годам.

«Обновление парка экономически эффективно, так как это позволяет увеличить рентабельность рейса за счет более экономичного расхода топлива и более низких затрат на ремонт. Однако региональные авиакомпании зачастую не могут позволить себе инвестировать средства в обновление парка, из-за чего вынуждены летать на старых самолетах, скупая на рынке продаваемые мировыми авиакомпаниями модели, однако при этом за ними должен вестись технический контроль и перед каждым вылетом они должны проверяться на исправность», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Вопрос об устаревшей авиатехнике уже поднимался после крушения в 2011 году самолета Ту-134, выполнявшего рейс Москва – Петрозаводск. Тогда погибли 45 человек. Было объявлено о выводе из эксплуатации с 2012 года со всех регулярных рейсов самолетов Ту-134 и Ан-24. Кроме того, в сентябре тогдашний президент России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать комплекс мер по прекращению деятельности в стране авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов.

После этого Росавиация отозвала лицензии ряда региональных авиаперевозчиков. Впрочем, специалисты предупреждали, что карательные меры могут не привести к повышению безопасности полетов.

«Конечно, высокий возраст самолета повышает риск неисправности, однако надо понимать, что авария с летальным исходом – это огромный репутационный риск для авиакомпании, и если они заинтересованы в продолжении работы на рынке, они бы не выпускали неисправный самолет на рейс вне зависимости от его возраста», – отмечает Андрей Шенк. Несколько лет назад обсуждался вопрос о введении программы утилизации старых самолетов наподобие достаточно успешной автоутилизации. Но эта идея оказалась несостоятельной на тот момент.

Эксперты в авиаотрасли указывают, что российским авиакомпаниям, особенно небольшим, тяжело покупать новые самолеты, вне зависимости от того, отечественного они производства, к примеру Sukhoi SuperJet 100, или зарубежного. Для иллюстрации: на открывшемся 13-м Международном авиасалоне в Дубае эмиратские авиакомпании Emirates Airline и Etihad Airways заказали 206 самолетов Boeing на 101 млрд долларов. «Учитывая высокую капиталоемкость процесса обновления парка, единственным способом я вижу развитие рынка операционного лизинга самолетов, создание конкуренции на этом рынке и привлечение средств в эту отрасль», – указывает Андрей Шенк. По данным на 2012 год, более половины самолетов российских авиакомпаний находились в лизинге.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?