Как сообщил руководитель Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ Александр Полтинин, в авиакомпании «Татарстан» изъяты все документы по техсостоянию самолета и подготовке пилотов к полету, передает ПРАЙМ.
#{image=759582}Скорее всего, снова поднимется вопрос о том, насколько российские авиакомпании в состоянии обеспечить безопасность полетов. Кроме того, обращает на себя внимание возраст разбившегося Boeing-737, совершившего первый полет в 1990 году. «Самолету было 23 года!!! Нужно обязать все авиакомпании публиковать в расписании год выпуска самолетов», – написал в своем блоге глава ассоциации предпринимателей «Новое дело» Михаил Дворкович, который пояснил свою позицию следующим образом: «на старых никто летать не захочет».
Руководитель пресс-службы авиакомпании «Татарстан» Гульназ Минниханова заявила уже, что к техническому состоянию самолета претензий не было. Между рейсами лайнер, по ее словам, проходил оперативное техобслуживание и неполадок выявлено не было. Предыдущие рейсы были выполнены в штатном режиме. Она также сообщила, что разбившемуся Boeing СМИ ошибочно приписывают аварийную посадку в Казани в ноябре прошлого года из-за неисправной системы вентиляции. По ее словам, в том случае был другой самолет Boeing, который давно возвращен бывшему болгарскому партнеру авиакомпании – Bulgarian Aviation group, передает «Интерфакс».
По данным ресурса Aviation Safety Network, за 23 года эксплуатации упавший самолет поменял семь авиакомпаний: это были французские Euralair International и Air France, Uganda Airlines из Уганды, бразильская Rio Sul, румынская Blue Air, болгарская Bulgaria Air и, наконец, авиакомпания «Татарстан», взявшая самолет в лизинг.
С машиной был связан ряд инцидентов, самым серьезным из которых была поломка левой стойки шасси при недолете во время захода на посадку в Бразилии. После этого самолет потребовал серьезного ремонта, никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. По данным Aviation Safety Network, именно этот самолет совершил аварийную посадку в Казани в 2012 году, хотя Гульназ Минниханова это опровергает. Тогда никто не пострадал.
Согласно рейтингу блога «Летаем вместе!», в России, по данным на апрель текущего года, молодым авиапарком (средний возраст находящихся в эксплуатации самолетов не превышает 10 лет) могли похвастаться только 5 компаний: «Аэрофлот», «Таймыр» (NordStar Airlines), S7, Red Wings и «Россия». Что касается авиакомпании «Татарстан», то она эксплуатирует четыре самолета Airbus A319 со средним возрастом 7,4 года, один Boeing 737-400 (15 лет), два самолета Ту-154 со средним возрастом 18 лет. Это не считая рухнувшего Boeing 737-500.
Аналитик Инвесткафе Андрей Шенк отмечает, что крупные компании, как правило, летают на более современном парке, так как в последние годы активно инвестируют средства в обновление и расширение парка, поэтому средний возраст снижается к 8–10 годам.
«Обновление парка экономически эффективно, так как это позволяет увеличить рентабельность рейса за счет более экономичного расхода топлива и более низких затрат на ремонт. Однако региональные авиакомпании зачастую не могут позволить себе инвестировать средства в обновление парка, из-за чего вынуждены летать на старых самолетах, скупая на рынке продаваемые мировыми авиакомпаниями модели, однако при этом за ними должен вестись технический контроль и перед каждым вылетом они должны проверяться на исправность», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Вопрос об устаревшей авиатехнике уже поднимался после крушения в 2011 году самолета Ту-134, выполнявшего рейс Москва – Петрозаводск. Тогда погибли 45 человек. Было объявлено о выводе из эксплуатации с 2012 года со всех регулярных рейсов самолетов Ту-134 и Ан-24. Кроме того, в сентябре тогдашний президент России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать комплекс мер по прекращению деятельности в стране авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов.
После этого Росавиация отозвала лицензии ряда региональных авиаперевозчиков. Впрочем, специалисты предупреждали, что карательные меры могут не привести к повышению безопасности полетов.
«Конечно, высокий возраст самолета повышает риск неисправности, однако надо понимать, что авария с летальным исходом – это огромный репутационный риск для авиакомпании, и если они заинтересованы в продолжении работы на рынке, они бы не выпускали неисправный самолет на рейс вне зависимости от его возраста», – отмечает Андрей Шенк. Несколько лет назад обсуждался вопрос о введении программы утилизации старых самолетов наподобие достаточно успешной автоутилизации. Но эта идея оказалась несостоятельной на тот момент.
Эксперты в авиаотрасли указывают, что российским авиакомпаниям, особенно небольшим, тяжело покупать новые самолеты, вне зависимости от того, отечественного они производства, к примеру Sukhoi SuperJet 100, или зарубежного. Для иллюстрации: на открывшемся 13-м Международном авиасалоне в Дубае эмиратские авиакомпании Emirates Airline и Etihad Airways заказали 206 самолетов Boeing на 101 млрд долларов. «Учитывая высокую капиталоемкость процесса обновления парка, единственным способом я вижу развитие рынка операционного лизинга самолетов, создание конкуренции на этом рынке и привлечение средств в эту отрасль», – указывает Андрей Шенк. По данным на 2012 год, более половины самолетов российских авиакомпаний находились в лизинге.