Экономика

18 ноября 2013, 12:54

Эксперты: Авиакомпаниям тяжело покупать новые самолеты

Фото: ИТАР-ТАСС

Выяснилось, что возраст рухнувшего в Казани самолета Boeing-737 превышает 23 года. Эта катастрофа может привести к поднятию вопроса о снижении возраста самолетного парка России. Парк подавляющего числа отечественных авиакомпаний никак нельзя назвать молодым, но найти деньги на обновление будет тяжело.

Как сообщил руководитель Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ Александр Полтинин, в авиакомпании «Татарстан» изъяты все документы по техсостоянию самолета и подготовке пилотов к полету, передает ПРАЙМ.

#{image=759582}Скорее всего, снова поднимется вопрос о том, насколько российские авиакомпании в состоянии обеспечить безопасность полетов. Кроме того, обращает на себя внимание возраст разбившегося Boeing-737, совершившего первый полет в 1990 году. «Самолету было 23 года!!! Нужно обязать все авиакомпании публиковать в расписании год выпуска самолетов», – написал в своем блоге глава ассоциации предпринимателей «Новое дело» Михаил Дворкович, который пояснил свою позицию следующим образом: «на старых никто летать не захочет».

Руководитель пресс-службы авиакомпании «Татарстан» Гульназ Минниханова заявила уже, что к техническому состоянию самолета претензий не было. Между рейсами лайнер, по ее словам, проходил оперативное техобслуживание и неполадок выявлено не было. Предыдущие рейсы были выполнены в штатном режиме. Она также сообщила, что разбившемуся Boeing СМИ ошибочно приписывают аварийную посадку в Казани в ноябре прошлого года из-за неисправной системы вентиляции. По ее словам, в том случае был другой самолет Boeing, который давно возвращен бывшему болгарскому партнеру авиакомпании – Bulgarian Aviation group, передает «Интерфакс».

По данным ресурса Aviation Safety Network, за 23 года эксплуатации упавший самолет поменял семь авиакомпаний: это были французские Euralair International и Air France, Uganda Airlines из Уганды, бразильская Rio Sul, румынская Blue Air, болгарская Bulgaria Air и, наконец, авиакомпания «Татарстан», взявшая самолет в лизинг.

С машиной был связан ряд инцидентов, самым серьезным из которых была поломка левой стойки шасси при недолете во время захода на посадку в Бразилии. После этого самолет потребовал серьезного ремонта, никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. По данным Aviation Safety Network, именно этот самолет совершил аварийную посадку в Казани в 2012 году, хотя Гульназ Минниханова это опровергает. Тогда никто не пострадал.

Согласно рейтингу блога «Летаем вместе!», в России, по данным на апрель текущего года, молодым авиапарком (средний возраст находящихся в эксплуатации самолетов не превышает 10 лет) могли похвастаться только 5 компаний: «Аэрофлот», «Таймыр» (NordStar Airlines), S7, Red Wings и «Россия». Что касается авиакомпании «Татарстан», то она эксплуатирует четыре самолета Airbus A319 со средним возрастом 7,4 года, один Boeing 737-400 (15 лет), два самолета Ту-154 со средним возрастом 18 лет. Это не считая рухнувшего Boeing 737-500.

Аналитик Инвесткафе Андрей Шенк отмечает, что крупные компании, как правило, летают на более современном парке, так как в последние годы активно инвестируют средства в обновление и расширение парка, поэтому средний возраст снижается к 8–10 годам.

«Обновление парка экономически эффективно, так как это позволяет увеличить рентабельность рейса за счет более экономичного расхода топлива и более низких затрат на ремонт. Однако региональные авиакомпании зачастую не могут позволить себе инвестировать средства в обновление парка, из-за чего вынуждены летать на старых самолетах, скупая на рынке продаваемые мировыми авиакомпаниями модели, однако при этом за ними должен вестись технический контроль и перед каждым вылетом они должны проверяться на исправность», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Вопрос об устаревшей авиатехнике уже поднимался после крушения в 2011 году самолета Ту-134, выполнявшего рейс Москва – Петрозаводск. Тогда погибли 45 человек. Было объявлено о выводе из эксплуатации с 2012 года со всех регулярных рейсов самолетов Ту-134 и Ан-24. Кроме того, в сентябре тогдашний президент России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать комплекс мер по прекращению деятельности в стране авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов.

После этого Росавиация отозвала лицензии ряда региональных авиаперевозчиков. Впрочем, специалисты предупреждали, что карательные меры могут не привести к повышению безопасности полетов.

«Конечно, высокий возраст самолета повышает риск неисправности, однако надо понимать, что авария с летальным исходом – это огромный репутационный риск для авиакомпании, и если они заинтересованы в продолжении работы на рынке, они бы не выпускали неисправный самолет на рейс вне зависимости от его возраста», – отмечает Андрей Шенк. Несколько лет назад обсуждался вопрос о введении программы утилизации старых самолетов наподобие достаточно успешной автоутилизации. Но эта идея оказалась несостоятельной на тот момент.

Эксперты в авиаотрасли указывают, что российским авиакомпаниям, особенно небольшим, тяжело покупать новые самолеты, вне зависимости от того, отечественного они производства, к примеру Sukhoi SuperJet 100, или зарубежного. Для иллюстрации: на открывшемся 13-м Международном авиасалоне в Дубае эмиратские авиакомпании Emirates Airline и Etihad Airways заказали 206 самолетов Boeing на 101 млрд долларов. «Учитывая высокую капиталоемкость процесса обновления парка, единственным способом я вижу развитие рынка операционного лизинга самолетов, создание конкуренции на этом рынке и привлечение средств в эту отрасль», – указывает Андрей Шенк. По данным на 2012 год, более половины самолетов российских авиакомпаний находились в лизинге.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?