Россия и Индия договорились об образовании совместной исследовательской группы для изучения возможности прямой наземной транспортировки углеводородов из России в Индию. Об этом говорится в совместном заявлении по итогам переговоров президента России Владимира Путина с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом.
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что для этого нужно преодолеть Центральную Азию, пройти весь Афганистан, Пакистан. Только так мы попадем в Индию
Это предложение исходит от Индии. Еще в марте стало известно, что индийская нефтегазовая корпорация ONGC предложила России провести в республику нефтепровод через Афганистан и Пакистан, а крупнейшая газовая компания Индии GAIL – продлить будущий российский газопровод через Китай на территорию Индии.
Судя по всему, Россия решила изучить экономическую целесообразность с учетом всех рисков, чтобы доказать Дели абсурдность прокладки газопровода и нефтепровода в Индию. По крайней мере, отраслевые эксперты называют эти идеи неразумными, так как политические риски зашкаливают.
«Наземные поставки энергоресурсов из России в Индию практически невозможны. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что для этого нужно преодолеть Центральную Азию, пройти весь Афганистан, Пакистан. Только так мы попадем в Индию, – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – У нас с Туркменией сейчас тяжелейшие отношения. Афганистана как государства фактически нет, это перекати-поле, регион, где уже десятилетиями господствуют бандформирования. Ни один инвестор не вложит средства в прокладку трубы через Афганистан. С учетом отношений Индии и Пакистана риски тоже понятны».
Интересным маршрутом мог бы быть Трансафганский газопровод (ТАПИ) или теоретический ТАПИ-2, считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Индия давно поддерживает этот газопровод для поставки газа из Туркмении. По нему туркменский газ должен поступить через Афганистан и Пакистан в Индию. Проект этого газопровода активно обсуждается с 90-х годов. Протяженность ТАПИ составит более 1,7 тыс. километров, а мощность – около 30 млрд кубометров газа в год. России не раз предлагали участвовать в этом проекте. Однако риски из-за неспокойного Афганистана и Пакистана слишком высоки, соглашается Бодрова.
«Возможно, поставщики будут искать некий оптимальный смешанный вариант с использованием возможностей железной дороги и трубопровода. Но строительство нового трубопровода – дело затратное и долгое, а энергоресурсы Индии нужны уже сейчас», – замечает Бодрова.
«Предложенный проект наземных поставок – неразумный и, главное, совершенно ненужный», – удивляется Симонов. Ведь, по его словам, у России есть более разумные и безопасные пути доставки как газа, так и нефти в Индию.
«Если говорить про газ, то есть морские способы доставки СПГ из России в Индию. Мы уже продает газ в Индию с Сахалина в небольших объемах. Газпром собирается построить СПГ-завод во Владивостоке, а Роснефть – на Сахалине. У нас появляются достаточно хорошие возможности увеличивать объемы отгрузки СПГ в Индию, поэтому нам не нужны какие-то безумные проекты прокладки труб через Туркмению, Афганистан и Пакистан», – уверен Константин Симонов. К слову, Индия не отказывается от поставок российского СПГ и отмечает значимость таких проектов.
По оценкам экспертов, если будут реализованы все проекты Газпрома, Роснефти и независимых нефтяников, то к 2020 году (если не считать Штокман) производство СПГ в России вырастет почти в четыре раза – до 38 млн тонн, доля российских проектов по производству СПГ к 2020 году увеличится до 8–9%.
Аналогичная ситуация наблюдается и с поставками нефти. «У нас есть более разумные способы доставки нефти в Индию, нежели трубопроводным транспортом через Центральную Азию. У нас есть порт Козьмино как конечная точка трубопровода ВСТО. Можно не заворачивать всю нефть в Китай, а можно довозить ее до Козьмино и осуществлять оттуда отгрузки в Индию морским путем. Это гораздо более безопасно», – указывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.
«Изначально у нас были планы поставлять до 50 млн тонн нефти в Козьмино. Конечно, там есть Япония и Корея. Но если Индия станет гарантированным покупателем, то почему бы и ей не поставлять нефть», – добавляет эксперт.
Основной маршрут нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан общей протяженностью около 4,7 тыс. км состоит из двух частей: участок Тайшет (Иркутская область) – Сковородино (Амурская область) представляет собой первую очередь (ВСТО-1), а участок Сковородино – Козьмино (Приморский край) – ВСТО-2.
Безусловно, индийский рынок заслуживает внимания. Потенциал потребности энергоносителей в Индии большой, ведь это вторая по численности населения страна в мире. «Одно только потребление тепла обходится экономике Индии более чем в 200 млрд долларов ежегодно, притом что объем экономики в целом составляет 4 трлн долларов. Поэтому индийский рынок энергоносителей выглядит очень перспективным. Потенциально поставки газа в Индию могут составить порядка 100 млрд кубометров ежегодно, причем цена будет более чем приемлемой для поставщиков», – отмечает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.
При этом Газпром, например, может повернуть «на юг» не менее 50 млрд кубометров газа, указывает Анна Бодрова.
«Сейчас много говорится о развороте поставок энергоресурсов на восток. И строительство трубопроводов – это вещь нужная, но надо понимать, где их можно строить, а где нет. Строительство трубы через Афганистан – совершенно ненужная затея. Тем более у нас есть готовая и расширяющаяся инфраструктура по поставкам СПГ и ВСТО», – резюмирует Симонов.