На годовой коллегии Минфина Владимир Путин призвал вернуться к особому порядку использования нефтегазовых сверхдоходов. По его словам, надо «определить, какую часть из них пускать на текущее потребление и покрытие дефицита, а какую направлять на пополнение резервов».
Отмена налога на новое оборудование, станки и технику позволит сэкономить предприятиям до 80 млрд рублей
По словам Путина, формулирование нового бюджетного правила – «это вопрос оценки и нашего видения долгосрочной перспективы». «Уже на этапе посткризисного развития нам необходимо принять принцип решения, какой ненефтегазовый дефицит мы можем себе позволить», – считает Путин, передает «Интерфакс».
Если в 2005 году в России был самый минимальный ненефтегазовый дефицит бюджета, то затем он стал расти и в 2009 году достиг 13,7% ВВП, после чего снизился в 2011 году до 9,5% ВВП. Этот показатель Путин считает «серьезным ненефтегазовым дефицитом». Путин потребовал от Минфина в ближайшие три месяца завершить разработку долгосрочной бюджетной стратегии.
Таким образом, Владимир Путин призывает вернуться к бюджетным правилам, которые работали в России до кризиса. К сокращению ненефтяного дефицита и сохранению нефтяных сверхдоходов в Резервном фонде призывали Россию также и международные эксперты, в частности, эксперты Международного валютного фонда и Всемирного банка.
«В случае снижения цен на нефть Россия рискует пойти по пути развитых стран – наберет долги, и будет та же самая картина, что и сейчас в Европе», – пояснял газете ВЗГЛЯД риски главный экономист «Уралсиба» Алексей Девятов.
Сократить ненефтяной дефицит можно было бы за счет общего сокращения расходов, что невозможно из-за предвыборных обещаний, а также за счет повышения эффективности расходования госсредств. Что касается второго, «то здесь существуют колоссальные резервы. Никто не знает точно, сколько, но, как говорил президент Дмитрий Медведев в конце 2010 года, только на системе госзакупок у нас ежегодно пропадает примерно 1 трлн рублей. По всей видимости, это еще низкая оценка, и если хорошо поработать с расходами, то можно найти куда больше резервов для сокращения ненефтяного бюджета», – считает Алексей Девятов.
Понимание, что надо сокращать ненефтяной дефицит, у правительства имеется, однако эксперты считают, что это будет делаться медленнее, чем рекомендует тот же МВФ.
Вообще правительство России уже работает над созданием новых бюджетных правил, которые должны ограничить расходы бюджета базовой ценой на нефть. Смысл в том, что нефтедоходы, полученные при цене нефти выше базовой (выше 90 долларов), должны направляться в Резервный фонд. Однако переход на базовую цену в 90 долларов за баррель Минфин хочет сделать постепенным, и произойдет это в итоге только в 2016 году.
#{smallinfographicleft=564695}Так, сейчас цена отсечения находится в районе 110–112 долларов за баррель. В 2013 году Минфин предлагает ограничить расходы федерального бюджета исходя из цены на нефть в 97 долларов за баррель, в 2014 году – 95 долларов за баррель, в 2015 году – 92 доллара за баррель, и только в 2016 году – 90 долларов за баррель.
Владимир Путин, кстати, признал, что для покрытия ненефтегазового дефицита бюджета придется использовать заимствования. Правда, премьер призывает все-таки стараться сильно не увеличивать объем госдолга страны. «Минфин оценивает возможный рост госдолга в течение трех лет до примерно 15% ВВП. В целом за три года на 5% – это немного, но хорошо бы было и без этого обойтись. Считаю, что необходимо как минимум уложиться в этот показатель, минимизировав внешние обязательства», – заявил премьер-министр.
По его словам, низкий, безопасный уровень долга является безусловным конкурентным преимуществом России по сравнению с развитыми странами. «Стратегической задачей является создание умеренной долговой нагрузки, это касается как внутреннего, так и внешнего долга», – сказал он.
Резервный фонд
Глава Минфина Антон Силуанов на коллегии предложил создать Российское финансовое агентство, которое будет управлять резервами, сосредоточенными в Фонде национального благосостояния и Резервном фонде. Кроме того, он считает, что, когда Резервный фонд превысит 7% объема ВВП, тогда можно часть средств из фонда вложить в инфраструктурные проекты, которые дадут потом отдачу.
Дело в том, что в Минфине считают, что нормативная величина фонда в 7% ВВП позволит финансировать принятые расходные обязательства в течение всего трехлетнего бюджетного цикла без увеличения чистых заимствований при умеренном, но продолжительном падении цен на нефть. И даже при более сильном падении цен на нефть, чем предусмотрено в консервативном сценарии Минэкономразвития, объема Резервного фонда в 7% ВВП будет достаточно для покрытия дефицита бюджета. Кстати, в кризисном 2009 году на финансирование дефицита бюджета были использованы средства Резервного фонда как раз в объеме 6,8% ВВП. Поэтому в Минфине и считают, что средства выше этого показателя можно без опасений пустить в расход. При этом Силуанов считает, что нет необходимости достигать снижения ненефтегазового дефицита бюджета до 8% ВВП.
Владимир Путин в целом согласился с идеей Силуанова направлять на инфраструктурные проекты средства Резервного фонда после превышения его определенного объема от ВВП. Однако вопрос состоит в том, какие именно параметры должны быть установлены для того, чтобы можно было использовать резервы для инфраструктурных проектов. При этом он предположил, что коллеги из Минэкономразвития захотят подискутировать по предложенным Минфином параметрам. «Я в целом согласен, просто хотел понять логику», – сказал Путин.
Налоги по месту жительства
Владимир Путин призвал Минфин и ФНС рассмотреть возможность если не сбора налогов по месту жительства налогоплательщика, то хотя бы их дальнейшее распределение по месту жительства. «Мы разве не знаем, что налоги собираются по месту работы, а не жительства. Я не говорю, что давайте завтра все переломаем, но возможность сбора налогов по месту работы, если так администрировать проще, и дальнейшее перераспределение их по месту жительства, не так сложно сделать. Я вас призываю об этом подумать», – предлагает глава правительства.
Путин рассказал о положительном эффекте от таких изменений. Так, при обсуждении вопросов развития рынка жилья бизнес говорил о том, что муниципалитеты не заинтересованы в увеличении объемов строительства, пока не получают от такого строительства дополнительных налогов, а имеют только повышение нагрузки на инфраструктуру. «Если бы при увеличении количества жителей при увеличении строительства жилья у них увеличились налоги, поступающие в местные бюджеты, или налоги собирались бы с имущества, они были бы заинтересованы», – указывает Путин.
#{smallinfographicleft=291254}Газета ВЗГЛЯД писала о том, что ФНС уже начала мыслить в этом направлении. Так, ФНС в этом году начнет рассылать по месту жительства сведения о налоговых обязательствах граждан. Каждый россиянин в июле получит уведомление о налоге на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги, которые надо будет уплатить до ноября. В конверте будут платежные документы отдельно для каждого налога. Если уведомление о налогах некорректно, то налогоплательщик сможет сообщить об этом в ФНС с помощью заполнения и отправки заявления-анкеты (будет вложена в письмо). Соответственно, гражданин может не платить те налоги, с которыми не согласен.
Следующим шагом надо сделать, чтобы работник сам платил и НДФЛ, и страховые взносы, считает миллиардер и бывший кандидат в президенты России Михаил Прохоров. И некоторые эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, полностью поддерживают переход от российской системы уплаты всех налогов предприятиями к системе, при которой главным налогоплательщиком является физическое лицо, как во всех западных странах.
Выборная помощь регионам
Владимир Путин на коллегии Минфина затронул проблему региональных трансфертов. Премьер рассказал, что министр финансов призвал его «отказаться от несистемных решений по поддержке отдельных регионов», и он дал обещание не давать прямых резолюций выдать деньги отдельному региону.
Надо определить, какую часть пускать на текущее потребление и покрытие дефицита, а какую направлять на пополнение резервов
Об этой проблеме в интервью газете ВЗГЛЯД говорил гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. «В последние несколько лет у нас отмечается регресс в развитии механизмов трансфертов в России. Начали множиться каналы ручной передачи трансфертов, выходящие за рамки имеющихся механизмов перераспределения. Нам надо идти к более объективной форме распределения трансфертов», – считает эксперт.
Силуанов затронул и проблему увеличения долгов регионами. Он предложил ставить вопрос о доверии президента губернаторам тех регионов, некоторые не выполняют свои обязательства и допускают увеличение кредиторской задолженности.
По его словам, «доведение региона, по сути, до банкротства – это серьезное основание говорить о квалификации руководителя» этого региона, в связи с чем и следует ставить вопрос о соответствии его занимаемой должности.
Стимул для высокотехнического производства
Владимир Путин затронул давно обсуждаемую тему отмены налога на движимое имущество. «Чтобы стимулировать обновление основных фондов предприятий, принято решение не облагать налогом на имущество организаций новое оборудование, станки, технику, то есть все, что относится к категории движимого имущества», – заявил глава правительства. По его словам, отмена налога на новое оборудование, станки и технику позволит сэкономить предприятиям до 80 млрд рублей.
В последние недели проходили совещания по налоговому и бюджетному маневрам у президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Путина, и как раз ожидаются решения по этим вопросам.
Ранее Силуанов говорил о возможности выведения движимого имущества из-под налогообложения с возможным одновременным повышением ставки налога на имущество организаций. Потом замминистра финансов РФ Сергей Шаталов говорил о возможности поэтапного освобождения движимого имущества от налогообложения.
Шаталов считает, что отмена этого налога может иметь разное значение для разных отраслей и налогоплательщиков. В частности, он пояснил, что для тех предприятий, которые имеют дорогостоящее оборудование, объем нагрузки существенно сократится.
Если же у компании есть недвижимость, но нет движимого имущества, это, напротив, увеличит нагрузку для нее.
Позже в письме Минэкономразвития в правительство сообщалось, что обсуждается возможность полной отмены налога на имущество организаций в отношении движимого имущества для всех налогоплательщиков в течение пяти лет. В письме говорилось, что МЭР ведет оценку последствий возможной постепенной, в течение пяти лет, отмены льгот по налогу на имущество организаций для инфраструктурных объектов естественных монополий с одновременным пересмотром тарифов на пять лет.
В прошлом году отмена данных льгот не была одобрена, однако Минфин в этом году обещал выступить с таким же предложением, говорил Шаталов в феврале. По его словам, Минфин будет предлагать увеличить срок отмены льготы с трех до четырех лет.