В среду министр энергетики России Сергей Шматко сообщил о том, что Болгария выплатила задолженность за Бургас – Александруполис и что Транснефть получила деньги.
У нас нет проблем с точки зрения обеспеченности транспортной инфраструктурой экспорта нефти
«Они заплатили деньги, которые должны были заплатить», – сказал Шматко, передает «Интерфакс».
Вместе с тем Шматко опасается говорить о перспективе реанимации проекта или начале активных действий. Пока Транснефть остается довольна тем, что удалось все-таки договориться с болгарскими коллегами и отношения по проекту будут «протекать в цивилизованной форме». «В рамках имеющейся практики того, как ведут себя партнеры, имеющие межправсоглашения, мы будем анализировать ситуацию», – сказал Сергей Шматко.
Министр отметил, что выход Болгарии из проекта никак не повлияет на энергетическую ситуацию. «У нас нет проблем с точки зрения обеспеченности транспортной инфраструктурой экспорта нефти», – сказал Шматко.
В свою очередь пресс-секретарь АК «Транснефть» Игорь Демин сообщил о том, что компания получила деньги, которые перечислила болгарская сторона. «Деньги пришли только что», – сказал он.
Он пояснил, что Транснефть ранее осуществляла все необходимые платежи, поэтому и задолженность направлена в адрес компании. При этом он добавил, что болгарская сторона оплатила только 4,7 млн евро, которые не включают платежи за пользование чужими средствами и просрочку. Долг Болгарии в рамках проекта на начало года составлял 7,3 млн евро, по словам Демина.
Однако буквально на днях посол Болгарии в Москве Пламен Грозданов называл несколько иные суммы по задолженности. По его словам, невыплаченные взносы болгарского участника проекта – ЕАО «Проектная компания нефтепровода Бургас – Александруполис – БГ» – достигли более 6,3 млн евро.
Решение о выходе из проекта Болгария приняла еще в прошлом году. Сам договор о строительстве был заключен между Болгарией, Россией и Грецией в 2007 году. Предполагалось, что нефтепровод Бургас – Александруполис будет проложен по территории Греции и Болгарии, что позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Пропускная способность нефтепровода протяженностью около 300 км должна была составить 35 млн тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн в год. Стоимость строительства оценивалась ранее в сумму около 1 млрд евро.
Для реализации проекта стороны 6 февраля 2008 года зарегистрировали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V. России в ней принадлежит 51%, Болгария и Греция поровну делят 49%.
Однако проекту не суждено было реализоваться. После прихода к власти в Болгарии премьер-министра Бойко Борисова страна резко изменила свое отношение к проекту. Бойко Борисов неоднократно заявлял, что Болгария отказывается от строительства трубопровода. В качестве мотивов для такого решения назывались опасения относительно экологической безопасности проекта, что могло потенциально ударить по основному источнику доходов – туризму.
Принять окончательное решение болгарские власти обещали после одобрения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта, которое не раз откладывалось в 2011 году (изначально должно было состояться в феврале 2011 года). Министерство экологии 3 ноября этого года наконец утвердило ОВОС проекта «Бургас – Александруполис», а следом Болгария внезапно приняла решение отказаться от участия в нем.
Причем в декабре 2011 года Болгария заявляла, что она вообще не собирается ничего платить по нереализованному проекту России.
«Я уважаю господина Шматко, я желаю ему счастливого Рождества и Нового года. Мы (болгарская сторона) не дадим им (РФ) ни единого лева за проект «Бургас – Александруполис»», – иронизировал тогда премьер-министр Болгарии Бойко Борисов.