Минтруд ограничит возможность безработных россиян постоянно вставать на учет в службах занятости только для получения пособия. Такова суть законопроекта, подготовленного Минтрудом, рассказала сегодня замминистра Татьяна Блинова на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике.
У нас неоправданно большая продолжительность выплаты пособия по безработице, и в законе не существует ограничений
«Законопроект, который мы планируем в 2013 году, – это механизм совершенствования выплаты пособий по безработице», – сказала она, отметив, что «в соответствии с законом о занятости размер минимального и максимального пособия по безработице ежегодно устанавливается правительством РФ».
«К сожалению, это достаточно низкие размеры при том, что у нас неоправданно большая продолжительность выплаты пособия по безработице и в законе не существует ограничений, которые не позволяли бы совершать один круг за другим, непрерывно вставая на учет только с целью получения пособия», – подчеркнула замминистра, передает ИТАР-ТАСС.
С ней согласился председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. «Регулирование поведения таких «безработных», безусловно, необходимо», – уверен он. «Мы действительно наблюдаем круги, которые нарезают время от времени, – подтвердил Рязанский. – Становится выгодным быть безработным».
Ранее глава Минтруда Максим Топилин говорил о необходимости регулирования выплаты пособий по безработице. Причем это будет касаться не только упомянутых желающих «заработать на пособии», но и введения справедливого принципа выплаты – в зависимости от стажа, квалификации и утраченного заработка.
Сколько россиян, получающих пособия по безработице, относятся к числу профессиональных безработных, чиновники не сказали. В доказательство необходимости новых поправок Татьяна Блинова только заявила, что количество вакансий в РФ почти в 1,5 раза превышает число безработных.
Как и где можно жить на пособия
В соответствии с п. 1 ст. 31 закона РФ «О занятости населения в РФ», если человека уволили, то в первые три месяца безработицы он получает 75% среднего месячного заработка по последнему месту работы, за последующие четыре месяца – 60% среднего заработка, в дальнейшем – 45% среднего заработка, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в регионе, и не ниже 20% этого прожиточного минимума.
Однако на практике все это далеко не так «запутанно», потому что в том же законе установлено право правительства ежегодно устанавливать размер минимального и максимального пособия по безработице. В 2012 году это 850 и 4900 рублей. Поэтому сколько бы россиянин ни получал на своем последнем месте, больше 4900 рублей в виде пособия от государства ему не видать.
«Существование данной нормы можно сравнить со смертной казнью в РФ: в законе есть такое наказание, но на его применение наложен мораторий. Здесь случай аналогичный: закон гарантирует получение социального пособия в процентах от среднего заработка, но правительство устанавливает «вилку», – говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Правда, на максимальное пособие высокооплачиваемый работник может рассчитывать только один год после того, как стал безработным и встал на учет на биржу труда. Как указывает Липатов, максимальный размер пособия по безработице дают большинству безработных. После года без работы россиянин имеет право на повторное получение пособия, но оно уже будет в минимальном размере, то есть 850 рублей. Однако есть лазейка для тех, кто хочет большую часть времени жить на максимальное пособие по безработице.
Согласно статье 30 закона «О занятости населения в РФ», пособия устанавливаются в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если уволенные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу в течение не менее 26 календарных недель (с полным рабочим днем).
Как рассказывает Липатов, это значит, что россиянину можно устроиться на любую работу с месячным окладом минимум в 7 тыс. рублей, проработать полгода (26 недель), с треском уволиться и потом первые три месяца получать максимальное пособие по безработице в размере 4900 рублей, в последующие четыре месяца – по 4200 рублей и в оставшиеся пять месяцев до конца года – по 3150 рублей. Чтобы гарантированно целый год получать максимальные 4900 рублей, достаточно полгода поработать при зарплате в 10 тыс. рублей.
«Печально, но для регионов с невысокой средней зарплатой это род занятий: граждане предпочитают получать пособие за свободное время, чем работать за чуть большее вознаграждение», – говорит Дмитрий Липатов. Впрочем, им еще нужно доказать, что устроиться на работу невозможно, то есть получить отказ в приеме на работу у нескольких работодателей. Но эту процедуру в России проходят успешно тысячи безработных, добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
«Благодаря существующей системе основные получатели пособий у нас – это жители дотационных регионов, где на это мизерное пособие можно хоть как-то существовать. В Москве из года в год официальный уровень безработицы рекордно низкий – меньше 1%. Не потому, что людям легко получить работу, а потому, что выжить даже на максимальное пособие, равное 4900 рублей, невозможно», – говорит газете ВЗГЛЯД доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. Кутафина Никита Лютов.
Чтобы гарантированно целый год получать максимальные 4900 рублей, достаточно полгода поработать при зарплате в 10 тыс. рублей
Между тем, замечает эксперт, иногда права на пособие лишаются люди, не имеющие никаких средств на существование, для которых этот закон и был, собственно, написан. «Например, если вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, но не ведете никакой предпринимательской деятельности, безработным вас не признают. Наоборот, если в вашей собственности квартира, которую вы сдаете и которая приносит вам приличный доход, это не является препятствием для назначения пособия», – отмечает Никита Лютов.
Украинская практика
На Украине механизм выплаты пособий по безработице чем-то похож на российский. Хотя критерии определения размера пособия совсем другие. Размер пособия здесь зависит от заработной платы и длительности трудового стажа, а также от причины увольнения.
Право на пособие имеет украинец, который на протяжении года работал в условиях полного или неполного рабочего дня не меньше полугода (26 календарных недель), как и в России.
На Украине также имеется минимальный и максимальный размер пособия. Правда, правительство устанавливает только минимальный, но сумма пособия ограничивается уровнем средней заработной платы в регионе, в котором прописан безработный.
По данным Госкомстата страны, на август 2012 года средний размер пособий по безработице на Украине составляет 997 гривен (3792 рубля). В прошлом году безработные украинцы получали в среднем по 878 гривен (3339 рублей).
Впрочем, с 1 января 2013 года на Украине вводятся новые правила. Максимальный размер пособия по безработице будет составлять четыре прожиточных минимума и не будет привязан к средней зарплате по региону. Сейчас прожиточный минимум в стране составляет 1044 гривны, поэтому максимальный размер пособия составит 4176 гривен (для многих регионов это будет прибавка).
Европейская практика
#{intervieweco}В Европе пособие по безработице получить куда труднее, чем в России, однако и суммы пособий куда более значительные. Дмитрий Липатов в пример приводит опыт Германии, где для получения пособия по безработице необходимо проработать за последние два года не менее одного года, тогда как в России этот порог – всего полгода (26 недель полного рабочего дня). «Но за такое требование за рубежом и дают больше: помимо денежных выплат предусматриваются компенсации затрат, связанных с приемом на новую работу. Даже при получении пособия по безработице гражданин имеет право на еще одно пособие – в целях обеспечения прожиточного минимума, который по Германии установлен в 646 евро на человека», – указывает Липатов.
Впрочем, система защиты от безработицы везде достаточно разная. Как рассказывает Никита Лютов, в странах ЕС в «тучные годы» постройки «государства всеобщего благоденствия» была создана очень вольготная система социального обеспечения, включая высокий уровень пособий по безработице, который зачастую демотивировал трудовую деятельность.
«Однако уже в 1990-е гг. под влиянием замедления экономического роста и в связи с демографическим фактором – старением населения – эту систему стало финансово невозможно содержать. В результате в Дании и Нидерландах была изобретена в конце 1990-х так называемая политика «флексикьюрити», буквально – «гибкобильность». Она заключается в том, что нормы о расторжении и изменении трудовых договоров по инициативе работодателя стали более гибкими. Но одновременно с этим государство радикально увеличивает свою активность на рынке труда и делает систему пособий по безработице щедрой, но быстро снижающейся», – рассказывает Никита Лютов.
В итоге в некоторых странах ЕС сложилась такая ситуация: работник легко может потерять работу, но государство быстро предлагает ему или другую работу, или пройти обучение для получения новой квалификации. В тот короткий период, пока работник не работает, он получает пособие, составляющее нередко 100% его вполне приличного заработка, отмечает эксперт.
«В итоге в небольших и хорошо «регулируемых» странах ЕС, типа Нидерландов и Дании, уровень безработицы оказался очень низким, а уровень зарплат – высоким. Но средний срок трудовых договоров стал достаточно коротким, то есть занятость стала весьма гибкой и нестабильной. Попытки экспортировать эту модель даже в другие страны ЕС привели к потере стабильности занятости и заработка без компенсации в виде достаточно эффективной государственной помощи в поиске работы», – резюмирует эксперт.
Безработица в России
По данным Минтруда, озвученным во вторник, практические две трети россиян, вставших на учет в службах занятости, находят работу, причем этот показатель растет. По словам Блиновой, доля безработных граждан, нашедших работу, составляет 67,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда процент трудоустройства составлял 64,5%, рост – 2,7%. Это хорошие показатели, говорит она.
По ее словам, за последние годы произошли определенные изменения в структуре безработицы, как с точки зрения уровня образования граждан, оставшихся без работы, так и их возраста.
По словам Блиновой, в отличие от кризисного периода сейчас люди с высшим и средним профессиональным образованием более востребованы, а люди, не имеющие профессии, чаше остаются без работы. Кроме того, произошло снижение доли молодежи среди безработных. «Выпускники профессионального образования испытывают в меньшей степени трудности при трудоустройстве после окончания учебного заведения», – пояснила она. В то же время произошел рост среди оставшихся без работы людей предпенсионного возраста. «Их доля увеличилась», – констатировала заместитель министра.