Экономика

26 ноября 2012, 21:45

Полеты в Калининград станут дешевле для всех россиян

Фото: РИА "Новости"

Правительство может предоставить всем россиянам без исключения субсидии для путешествий в Калининград на самолете. Раньше дешевые авиабилеты могли купить только сами калининградцы, однако, судя по всему, полеты в европейскую часть России их слабо привлекают. Снятие ограничений позволит увеличить поток российских туристов в регион.

Правительство России рассматривает вопрос о предоставлении субсидий всем россиянам для путешествий в Калининград, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Речь идет о льготном тарифе для граждан России всех возрастов вне зависимости от места жительства

«Речь идет о льготном тарифе для граждан России всех возрастов вне зависимости от места жительства», – сказал он в понедельник на встрече с вице-премьерами.

В свою очередь вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что проект соответствующего постановления подготовлен. «Деньги заложены в принятом законе о бюджете на 2013–2015 годы. Главное изменение по сравнению с существующим порядком – это то, что теперь не нужно будет предоставлять данные о месте жительства», – отметил Дворкович, передает «Интерфакс». 

Кроме того, срок действия льготного тарифа продлен на один месяц: если раньше он действовал с 15 мая по 15 сентября, то теперь продлен  до 15 октября.

В итоге максимальный тариф для авиабилетов по маршруту Москва – Калининград в одну сторону составит 3800 рублей, из Санкт-Петербурга в Калининград – 3500 рублей. При этом авиакомпании вправе установить тариф и ниже, если захотят.

Согласно данным пресс-службы Трансаэро, минимальный тариф из Москвы в Калининград и обратно составит 8060 рублей, 4080 рублей – в одну сторону (без учета других сборов). Билеты в бизнес-класс туда и обратно обойдутся минимум в 23 297 рублей. Таким образом, субсидируемый тариф в одну сторону из Москвы в Калининград отличается не так сильно от минимального тарифа самих авиакомпаний: дешевле всего на 280 рублей. Впрочем, количество минимальных тарифов у самих авиакомпаний достаточно ограничено, поэтому эта программа должна существенно увеличить число недорогих билетов для покупки. Ранее отмечалось, что в федеральном бюджете на 2013 год заложено 700 млн рублей на субсидирование авиаперевозок по калининградскому направлению.

Только из Москвы в Калининград сейчас летают семь авиакомпаний, в том числе Трансаэро, у которой появились такие рейсы буквально в октябре этого года.

Субсидировать авиаперевозки между Калининградом и основной частью России правительство задумало еще в 2010 году, однако только сейчас дошло до того, чтобы распространить эти дотации на всех жителей России.

Изначально были возрастные и региональные ограничения: по льготному тарифу билет могли купить только жители Калининградской области не моложе 23 лет и не старше 60 лет. Однако в течение первых двух месяцев 2011 года этой льготой воспользовались менее 20 человек. Поэтому губернатор Калининградской области Николай Цуканов предложил установить льготу для всех калининградцев на срок с апреля по октябрь. Минтранс ввел в этом году такую льготу для жителей Калининградской области с 15 мая по 15 сентября.

Однако, судя по всему, и эта программа льготных авиаперевозок не стала популярной среди населения региона, поэтому власти снова ее скорректировали: теперь слетать по льготному билету в Калининград сможет любой гражданин России. Эксперты считают, что это самое правильное решение.

«Большинству жителей Калининграда, откровенно говоря, проще потратить свои деньги в Европе. Для них слетать на большую землю не такое уж желанное событие. В то же время количество россиян, готовых слетать в Калининград именно с туристической целью, достаточно высоко», – говорит газете ВЗГЛЯД главный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Распространив льготы на все категории граждан, можно увеличить пассажиропоток на этом направлении. Это благоприятно скажется как на экономике авиакомпаний и аэропортов – увеличится количество рейсов, снизятся издержки, так и на экономике Калининградской области. Российские туристы оставят свои деньги в регионе. К тому же администрирование субсидирования упростится», – добавляет Пантелеев.

Субсидии есть, а спроса нет

Сейчас в России действует программа субсидирования межрегиональных перевозок, которая была принята в конце 2011 года. Она действует в четырех федеральных округах: Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном.

#{intervieweco}Программа предусматривает субсидирование рейсов по 81 маршруту в этих округах. В бюджете на нее было зарезервировано около 1 млрд рублей, еще столько же – в региональных бюджетах. Участвовать в программе согласились девять регионов, но потом некоторые из них отказались выделить средства. В итоге в программе приняли участие всего шесть регионов.

Однако Минтранс в августе выступил за расширение программы субсидирования авиаперевозок. Глава ведомства Максим Соколов хочет продлить программу на 2013 и последующие годы, а также увеличить число федеральных округов.

Дмитрий Медведев еще в конце лета потребовал, чтобы Соколов выяснил и объяснил, почему программой пользуются только шесть регионов, а не больше. «Если эта программа мертвая, давайте ее закроем, давайте будем резервировать федеральные средства под другие цели, а если она полезная, то тогда возникает вопрос, почему другие субъекты Федерации этим не занимаются», – заявил в августе Дмитрий Медведев.

Премьер также выразил непонимание, почему общий объем пассажирских перевозок в России растет, а региональные авиаперевозки остаются на том же уровне, хотя есть программа субсидирования перевозок. Сейчас на местных и региональных линиях компании перевозят около 4,5 млн пассажиров (15% от общего числа перевезенных). Этот показатель остается неизменным с 2003 года.

В сентябре к программе подключился Приволжский федеральный округ: субсидирование региональных перевозок там начнется во втором квартале 2013 года, говорил ранее Дворкович. Важно, что в действующих программах в четырех округах действуют возрастные ограничения – субсидии предоставляют только для пассажиров до 23 лет и старше 55–60 лет. Зато в новой пилотной программе в рамках Приволжского федерального округа субсидии предлагается предоставлять без ограничений по возрасту.

«Программа субсидирования авиаперевозок без возрастных ограничений и по срокам может решить не только социальную проблему транспортной доступности, но и повысить экономическую активность регионов. По ряду направлений такие субсидии будут востребованы. Однако не на всех», – указывает Олег Пантелеев.

«Может случиться так, что объем средств, который зарезервирован на эту программу, не даст существенного увеличения объема перевозок. К примеру, в Сибирском федеральном округе принятие решения пассажиром, лететь или нет, не всегда связано только с доступностью перелета. Ему просто незачем куда-то лететь. А основное ядро летающих пассажиров по этому направлению – это чиновники и бизнесмены, которые платят за полет не из своего кармана», – поясняет эксперт.

«Потенциальная аудитория на межрегиональных авиалиниях – это аудитория с очень низкой ценовой эластичностью. Снизив цену, не всегда можно ожидать увеличения числа желающих совершить полет», – поясняет Пантелеев.

Поэтому, по его мнению, Минтрансу и Росавиации надо проводить более детальные исследования потенциала тех или иных направлений, чтобы более правильно распределять субсидии на авиаперевозки по регионам.

«Сегодня критерием для субсидирования авиаперевозок на том или ином направлении является отсутствие железнодорожного сообщения. Таких набралось более 100 направлений. Но желательно проводить исследования пары городов на предмет потенциала роста пассажиропотока, есть ли там пассажиры, которым надо субсидировать билеты, или там летают только обеспеченные граждане, которым не обязательно дарить субсидии», – указывает эксперт.

Кроме того, авиационным властям стоит пересмотреть инструменты, с помощью которых стоит поддерживать местные перевозки. С одной стороны, более правильный выбор направлений для субсидии перевозок, а с другой – необходимо снизить аэропортовые сборы. «Авиационные правила предъявляют чрезмерные требования к аэропортам, на них накручивается большое число расходных статей. Путем пересмотра некоторых требований можно снизить издержки аэропортов и, как следствие, аэропортовые сборы», – добавляет Пантелеев.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Бастрыкин оценил ущерб регионов России от обстрелов с Украины
Темы дня

Запад видит заговор в ослаблении юаня

Европейская Торговая палата и американские МВФ захейтили китайский юань после того, как положительный торговый баланса Китая впервые превысил 1 трлн долларов. Запад видит целую теорию заговора в ослаблении китайской валюты. Более того, он не стесняется указывать Пекину, что он должен делать, если не хочет усиления торговой войны. Однако экономисты показывают то, о чем западные страны умалчивают.

Мерц стал худшим канцлером Германии после Гитлера

Нынешний канцлер ФРГ стал самым ненавидимым главой германского правительства за всю историю социологических замеров. И при этом – самым обидчивым: Фридрих Мерц активно судится с обычными гражданами, критикующими политику «маленького нациста». Чем дольше это продолжается, тем меньше у немцев шансов на возвращение к нормальной жизни.

Трамп сообщил о резком разговоре с «евротройкой»

Захарова указала на безграмотность Каллас

Долина безоговорочно выполнила указания мошенников

Новости

Атака беспилотников помешала посадке 40 самолетов в аэропортах Москвы

Минувшей ночью свыше 40 рейсов перенаправили из Москвы в другие города из-за временных ограничений на прием воздушных судов.

Боевики в ЦАР просили Киев помочь совершить госпереворот

Боевики в Центрально-Африканской Республике обратились к Украине за помощью в организации попытки военного переворота в преддверии выборов, назначенных на 28 декабря, сообщил советник по безопасности президента ЦАР Фостен-Арканжа Туадера Дмитрий Подольский с позывным Салем.

Эстонский президент Карис заявил, что повзрослел в 67 лет

Президент Эстонии Алар Карис заявил в социальных сетях, что «внезапно повзрослел», и теперь больше не хочет «слушать глупцов», на данный момент главе эстонского государства 67 полных лет.

Казахстан сообщил о серьезных повреждениях устройства КТК украинским дроном

Выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которое в конце ноября было атаковано украинским дроном, получило пробоину, его повреждения значительные и нужно оценить возможность его восстановления, заявил глава Минэнерго Казахстана Ерлан Аккенженов.

Портал «Грамота.ру» назвал слово года

Результаты рейтингового голосования экспертов показали, что термин «зумер» набрал наибольшее количество голосов среди номинантов «Слова года», сообщили в пресс-службе портала.

Трамп объяснил задержание военными США танкера у берегов Венесуэлы

Американский президент Дональд Трамп подтвердил задержание танкера у берегов Венесуэлы военными США, добавив, что для подобного решения у Вашингтона были весомые причины.

ВС России начали зачистку Северска в ДНР

Всего 25% Северска Донецкой Народной Республики остаются под огневым контролем подразделений Вооруженных сил Украины (ВСУ), бойцы ВС России начали зачистку города, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Умер физик и создатель ядерного щита России Радий Илькаев

О смерти почётного гражданина Сарова, академика Российской академии наук, директора и научного руководителя Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Радия Илькаева сообщил 10 декабря глава города Саров Алексей Сафонов.

Politico: Бельгии грозит изоляция в ЕС за отказ изъять активы России

Бельгия рискует оказаться в изоляции внутри Евросоюза наряду с Венгрией, если не согласится на изъятие российских активов, сообщает Politico.

В Госдуме предложили создать единый механизм записи школьника на продленку

Глава думского комитета Яна Лантратова предложила создать прозрачный и понятный механизм записи ребенка на продленку через цифровые сервисы, с обязательным информированием родителей о режиме работы, содержании программ и педагогах.

Украинские морские дроны атаковали танкер Dashan в Черном море

Украинские морские дроны Sea Baby атаковали танкер Dashan под флагом Коморских Островов в Черном море и повредили его, сообщило украинское издание «Страна.uа».

Лондон признал присутствие британских военных на Украине

Во вторник, 9 декабря, в британских СМИ сообщили о британском солдате, погибшем на Украине, его назвали рядовым Джорджем Хули из парашютно-десантного полка, а премьер-министр Кир Стармер сообщил Палате общин, что Хули погиб в результате «трагического несчастного случая» вдали от линии фронта.
Мнения

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а, значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов