«В отличие от сланцевого газа, добыча которого в России совсем неактуальна, направление сланцевой нефти представляет для Газпрома заметный интерес, и мы намерены этим вопросом активно заниматься», – цитирует Алексея Миллера «Интерфакс». Это заявление прозвучало после того, как президент Владимир Путин поручил Газпрому разработать основные принципы экспортной газовой политики, учитывающие развитие рынков сланцевого газа.
Российским компаниям разработка месторождений сланцевой нефти может быть интересна в плане развития технологий
В прошлую пятницу совет директоров «Газпром нефти» рассмотрел вопрос о перспективах добычи сланцевой нефти. Компания планирует приобрести опыт работы со сланцевой нефтью в ходе освоения баженовской свиты (пачки горных пород, выявленных в Западной Сибири на глубинах более двух километров) на Верхне-Салымском нефтяном месторождении, которое разрабатывает совместное предприятие «Газпром нефти» и Shell – компания Sаlym Petroleum Development (SPD). Специалисты «Газпром нефти», Shell и SPD создали «дорожную карту», которая определяет этапы разработки месторождения в промышленных масштабах.
Напомним, на прошлой неделе Владимир Путин поручил Газпрому разработать принципы экспортной газовой политики, учитывающие развитие рынков сланцевого газа, поскольку это одна из важных общемировых тенденций на энергорынке. Крупные компании из США и Канады уже работают на этом направлении. В 2011 году объем добычи сланцевого газа в США вырос до 214 млрд кубометров.
«Мы должны в полной мере учитывать современные тенденции мирового газового рынка при взаимодействии с нашими зарубежными партнерами, находить новые взаимоприемлемые формы сотрудничества, быть ближе к конечным потребителям. В комплексе это позволит нам повысить экспортный потенциал и конкурентоспособность российских энергоресурсов, укрепить статус нашей страны как одного из лидеров глобального экспортного рынка», – подчеркнул Владимир Путин.
Сланцевый газ позволил США в 2009 году впервые обогнать Россию по размерам добычи природного газа. По оценке американских властей, добыча из сланцевых месторождений увеличится более чем в два раза – до 1,23 млн баррелей – в течение ближайших двух десятилетий. Российские чиновники неоднократно призывали дать достойный ответ «сланцевой революции».
«Обеспеченность Газпрома разведанными запасами газа оценивается на уровне порядка 70 лет текущей добычи. Даже без освоения шельфовых месторождений газа можно удовлетворить как текущие, так и перспективные потребности в газе. Таким образом, у Газпрома пока нет настоятельной необходимости заниматься добычей сланцевого газа», – объяснил начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
А вот по запасам нефти ситуация заметно хуже, добавил эксперт. «Официальная обеспеченность запасами нефти по всей отрасли страны находится на уровнях около 20 лет. Разведанных запасов хватит на два десятка лет добычи с такими темпами, что существенно ниже, чем по запасам газа. Здесь ситуация у Роснефти немного лучше, чем у остальных компаний, за счет перспектив освоения арктических шельфов. Но главное состоит в том, что основные крупные запасы нефти находятся либо на арктических шельфах, либо на труднодоступных восточносибирских просторах», – говорит Николай Подлевских.
По его словам, запасы нефти на небольших расстояниях от транспортной инфраструктуры ограничены. Поэтому для нефтяных компаний альтернативой освоения труднодоступных (по расстоянию и условиям) месторождений Арктики и Восточной Сибири вполне может оказаться освоение трудноизвлекаемых запасов Западной Сибири, которые можно приравнять к запасам сланцевой нефти.
«Трудноизвлекаемых запасов хватило бы на десятки лет добычи с сегодняшними темпами. Только следует помнить, что легких успехов здесь тоже не будет – затраты времени и ресурсов на освоение трудноизвлекаемых запасов сопоставимы с тем, что пришлось бы вложить в освоение арктических месторождений», – предупреждает Николай Подлевских.
Российским компаниям разработка месторождений сланцевой нефти может быть интересна в плане развития технологий, считает аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович. Однако себестоимость добычи сланцевой нефти высока и составляет около 70–90 долларов за баррель нефти, что намного выше себестоимости добычи традиционной нефти, отметила она.
«В России сосредоточено около 7% мировых запасов данного вида сырья. В долгосрочной перспективе при росте цен на нефть Россия может стать одним из основных игроков на этом рынке. Однако разработка месторождений сланцевой нефти потребует от российских компаний крупных инвестиций в технологии и затрат на разработку. Экспериментальные технологии, которые имеют российские компании сейчас, далеки от промышленного применения», – указывает эксперт.
«Средняя себестоимость добычи сланцевого газа в России оценивается в 125 долларов за тысячу, что также намного выше себестоимости добычи традиционного газа. Разработка сланцевых месторождений сопряжена с высокими рисками. Таким образом, заниматься поиском и разработкой месторождений сланцевого газа в России сейчас абсолютно нецелесообразно», – заключила Юлия Войтович.