Индия должна была получить «Викрамадитью» (бывший «Адмирал Горшков») еще в 2008 году, но затем поставку авианосца отложили до этого года. Однако на прошлой неделе стало известно, что заказчик сможет получит боевой корабль не раньше 2013 года из-за проблем с котлами и двигателями.
Индии предложили несколько альтернатив «Викрамадитьи», однако минобороны страны решило отклонить их
Соответствующее признание сделал министр обороны России Анатолий Сердюков в ходе встречи со своим индийским коллегой Араккапарамбилом Курианом Энтони. По данным источников в министерстве обороны Индии, Энтони так и не сумел убедить Сердюкова в том, что Россия должна заплатить штраф, сообщает Defense News со ссылкой на источник в военном ведомстве.
Индия будет зависеть от российского поставщика до 2019–2020 годов, пока индийцы не смогут создать подобные корабли, сообщил советник по защите инвестиций в обороне компании Aviotech Рахул Гангал.
Россия отклонила требования Индии заплатить неустойку за задержку крейсера. Российская сторона обвинила в неудачных испытаниях «Викрамадитьи» Индию, которая потребовала заказать для авианосца котлы, работающие на дизельном топливе. Индийская сторона также отказалась от традиционно используемого для теплоизоляции котлов асбеста. Его решили заменить на огнеупорную кирпичную кладку. Однако в ходе испытаний она рассыпалась, не выдержав температуры. Штраф мог составить 5% от стоимости контракта. Стоимость контракта составляет 2,3 млрд долларов.
На вооружении в ВМС Индии остается один 50-летний авианосец Viraat, срок службы которого был продлен до 2017 года.
Индия фактически оказалась в безвыходном положении. Она не может предъявить России требования выплатить компенсации, а также не может отказаться от модернизации авианосца. На встрече с Анатолием Сердюковым глава минобороны Индии выразил обеспокоенность по поводу задержки поставки «Викрамадитьи». Он заявил, что авианосец имеет важное значение для Индии.
«Озабоченность Индии вполне обоснована, поскольку Китай в прошлом месяце принял на вооружение свой первый авианосец «Ляонин», – отметил военный аналитик Нитин Мехта.
Независимое индийское аудиторское агентство CAG серьезно раскритиковало задержку в поставках авианосца, так как именно на «Викрамадитью» возлагались большие надежды. «Цель авианосца – преодолеть отставание индийского ВМС. Предложение по ремонту и переоснащению подержанных кораблей выглядит сомнительным, а новый авианосец будет стоить гораздо меньше, срок его службы был бы в два раза больше», – говорилось в докладе, представленном индийскому парламенту в 2009 году.
Напомним, в пятницу вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия передаст индийской стороне согласованный и утвержденный график работ по завершению модернизации авианосца «Викрамадитья» до конца октября.
«Работы, перечень которых определялся техническим заданием минобороны Индии, очень серьезны и требовали большого внимания, – сказал он. – Техзадание подразумевало установку совершенно новых систем и оборудования, в том числе, поставленного третьими странами. Проблемы, выявленные на ходовых испытаниях, относятся именно к ним».
Дмитрий Рогозин отметил, что «претензии к новым технологиям всегда есть». «Если бы мы поставили корабль в старой комплектации, вопросов бы не было», – сказал Рогозин. По его словам, индийские специалисты и экипаж, которые участвовали в ходовых испытаниях, понимают проблемы, возникшие при реализации техзадания.
Пока Индия ждет «Викрамадитью», она принимает у себя российские фрегаты. В июне в порт Мумбай прибыл первый из трех фрегатов, построенных на российских верфях для ВМС Индии. Второй планируется передать в конце этого года, а следующий – в 2013 году.
Россия и Индия имеют множество взаимных интересов в сфере вооружений. До конца этого года может быть подписан контракт на поставку в Индию 42 истребителей Су-30МКИ. На конец этого года запланирован первый старт разрабатываемой Россией и Индией противокорабельной крылатой ракеты «Брамос» подводного базирования.