Министерство спорта и туризма России подготовило финансово-экономическое обоснование к законопроекту «Об организации и проведении в РФ чемпионата мира по футболу – 2018». Общая сумма затрат на проведение чемпионата мира по футболу составила 632 млрд рублей.
Только на строительство и реконструкцию дорог заложено 241,59 млрд рублей. Это самая большая статья расходов
Большая часть расходов пойдет на развитие инфраструктуры. Только на строительство и реконструкцию дорог заложено 241,59 млрд рублей – это самая большая статья расходов. Причем доля федерального бюджета в дорожной смете планируется на уровне 66,6 млрд рублей, 81,9 млрд возьмут из региональных бюджетов, 92,9 млрд – из внебюджетных источников, сообщают «Известия».
Вторая по величине статья расходов – строительство и реконструкция стадионов. В заявке России на проведение чемпионата мира указано 16 арен в 13 городах. Это с запасом: ФИФА считает достаточным для чемпионата мира 12 стадионов в 12 городах. Из 12 арен федеральным бюджетом финансируются далеко не все. Федеральный бюджет, как сказано в обосновании, примет участие в финансировании 10 стадионов. Ожидаемые расходы – 123,086 млрд.
Третьей по объему статьей бюджета мирового первенства станет развитие средств связи и информтехнологий. Чтобы все участники и гости соревнований были обеспечены самыми современными коммуникативными возможностями на момент 2018 года, требуется 75,6 млрд рублей (37,8 млрд из них – средства федерального бюджета). Это сопоставимо с годовым инвестиционным бюджетом крупной телекоммуникационной компании.
Четвертой статьей расходов идет строительство тренировочных лагерей для команд-участниц. На эти цели будет потрачено 46,35 млрд рублей.
Примерно одинаковые суммы расходов запланированы на усовершенствование транспортной инфраструктуры: 45,9 млрд рублей – на аэропорты, 43,8 млрд – на железные дороги. Но при этом расходы на аэропорты практически полностью покроет федеральный бюджет (44,399 млрд), а усовершенствование железнодорожной инфраструктуры примерно в равных долях разделят федеральный и местный бюджеты, а также внебюджетные источники.
Подсчитаны и «выпадающие доходы» от налоговых, таможенных, визовых льгот. Их общая сумма составит 17,6 млрд рублей. Приведя в порядок железные дороги, Россия бесплатно повезет по ним участников и зрителей чемпионата мира, на что будет потрачено 1,4 млрд рублей. Большую сумму российский бюджет недополучит в результате того, что зрители и участники чемпионата поедут в Россию без виз, – 1,65 млрд. Минспорттуризма выделяет отдельным столбцом ту сумму, которая пойдет непосредственно на подготовку и проведение чемпионата, – 299,39 млрд рублей. Эта цифра почти полностью соответствует той, что озвучивал Владимир Путин сразу после того, как Россия выиграла право провести чемпионат мира, – 300 млрд рублей. Ранее глава Минспорттуризма Виталий Мутко подчеркивал, что в смету проведения мундиаля не стоит включать инфраструктурные расходы. Логика министра в том, что эти объекты придется строить и так.
Вместе с тем стоит отметить, что затраты на строительство стадионов, реконструкция дорог и аэропортов ни в какое сравнение не идут с затратами на строительство скоростного железнодорожного сообщения к ЧМ-2018.
В июне глава РЖД Владимир Якунин назвал стоимость развития железнодорожного транспорта к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Так, включая высокоскоростные магистрали и закупку поездов, она составит около 2,6 трлн рублей.
«Речь идет о 840 млрд рублей – это линии, которые подлежат модернизации, по которым мы должны обеспечить движение со скоростью до 200 километров в час. Если добавить к этому подвижной состав и т.д., то цифра выходит за 1 трлн рублей. Если добавить ВСМ, то ориентировочно оценка инвестиций составляет около 2,6 трлн рублей», – сказал Якунин журналистам, передает РИА «Новости».
Отметим, что премьер-министр России Владимир Путин дал поручение «скорректировать» программу развития высокоскоростных магистралей так, чтобы все города футбольного ЧМ-2018 были связаны скоростным сообщением. Заявка России предусматривает проведение игр в 13 городах: Москве, Петербурге, Калининграде, Казани, Ярославле, Нижнем Новгороде, Саранске, Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Сочи.
Весной этого года РЖД представили проект Концепции модернизации железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения ЧМ-2018.
Концепция предполагает организацию высокоскоростного движения по специализированным магистралям со скоростями движения 300-4-00 км/ч (на участках Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород и Нижний Новгород – Казань с дальнейшим продлением до Екатеринбурга). Скоростное движение 160–200 км/ч будет организовано по направлениям Москва – Харьков – Ростов-на-Дону – Краснодар – Адлер и Москва – Ярославль. В среднем время в пути по этим направлениям составит от 2 до 5 часов. По другим направлениям будет организовано ускоренное движение со временем хода от 8 до 12 часов (комфортабельные «ночные» поезда).
Вместе с тем даже без учета организации высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения между городами Россия потратит на чемпионат мира по футболу больше, чем ЮАР, Германия, Япония и Южная Корея. Так, проведение чемпионата мира по футболу – 2010 обошлось ЮАР всего лишь в 3,5 млрд долларов (порядка 98 млрд рублей). Затраты на строительство стадионов составляли всего 1,12 млрд долларов (30,8 млрд рублей), на транспорт – 1,2 млрд долларов (33,6 млрд рублей), реконструкцию аэропортов и вокзалов – 200 млн долларов (5,6 млрд рублей), затраты на организационный комитет – 428 млн (или 12 млрд рублей) долларов и так далее.
Германия в 2006 году в ходе подготовки к чемпионату мира потратила 6 млрд евро (или 258 млрд рублей). 4 млрд евро (или 159 млрд рублей) было инвестировано в строительство и модернизацию транспортных магистралей, а еще почти 2 млрд евро (или 79,5 млрд рублей) потрачено на возведение и реконструкцию стадионов по всей стране.
Затраты Японии и Южной Кореи на проведение совместного чемпионата мира в 2002 году составили по 4,7 млрд долларов (или 187 млрд рублей) с каждой стороны.