В минувшие выходные в ряде российских регионов были отмечены случаи ограничения продажи топлива на АЗС. Первым о топливном кризисе заявил Алтайский край, где не работала большая часть независимых АЗС. Половину заправочных станций в регионе контролируют Роснефть и «Газпром нефть».
Нефтяники увеличили экспорт топлива, а для внутреннего рынка оставили только то, что нужно их сетям
К понедельнику нехватку топлива отметили в более двух десятков российских регионов. По данным Российского топливного союза, неблагоприятная ситуация сложилась в Петербурге, Воронеже, Новосибирске, Новокузнецке, на Сахалине и в других регионах страны.
Проблема дошла до Москвы и Подмосковья. Председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев сообщил, что независимые АЗС могут прекратить работу из-за вероятного прекращения поставок топлива. По его словам, «Газпром нефть» прекратила продажу независимым сбытовым компаниям 95-го и 92-го бензина.
#{smallinfographicleft=478338}Ряд московских АЗС в течение двух дней дважды переписали ценники на топливо в сторону повышения. Так, на ряде АЗС, работающих под брендом ТНК на Комсомольском и Волгоградском проспектах, а также на Третьем транспортном кольце в районе пересечения с Волгоградским проспектом, в понедельник литр бензина А-95 стоил 26 рублей 30 копеек, а во вторник его стоимость возросла до 26 рублей 80 копеек. В среду утром на тех же заправках стоимость того же сорта бензина составляла 27 рублей 10 копеек.
Цены на бензин выросли и в Подмосковье. ЛУКОЙЛ еще 21 апреля увеличил цены на все топливо, реализуемое на АЗС в регионе, на 30 копеек за литр. В ТНК-ВР отметили, что компания на этой неделе повысила цены на бензин в Московском регионе также примерно на 30 копеек на литр.
В Северной столице нарастает беспокойство. Президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что ожидает наступления бензинового кризиса в городе через две недели, если до этого времени ничего не изменится.
Между тем директор по развитию информцентра «Кортес» Павел Строков во вторник сообщил газете ВЗГЛЯД, что топливный дефицит имеет локальный характер и будет устранен в течение нескольких дней.
В ФАС не исключают, что топливный кризис возник в результате сговора нефтяных компаний. Проверку в связи с повышением цен на бензин назначила и Генпрокуратура.
Независимые заправщики обвиняют в топливном кризисе вертикально-интегрированные нефтяные компании. Из-за того что им по указанию ФАС пришлось снизить цены на бензин на внутреннем рынке, им стало невыгодно его продавать в России. В связи с этим они увеличили экспорт топлива, не озаботившись достаточным снабжением отечественных независимых заправщиков.
В Роснефти поручили обеспечить сеть автозаправочных станций компании месячным запасом всех видов топлива. Эдуард Худайнатов потребовал обратить особое внимание на регионы, где потенциально может сложиться дефицит нефтепродуктов, передает «Интерфакс». Роснефть рассчитывает, что усилия по стабилизации ситуации будут поддержаны и другими участниками рынка, в том числе независимыми трейдерами.
В ходе совещания, которое состоялось в компании, выяснилось, что весь производимый Роснефтью автобензин класса Евро-3 продается на внутреннем рынке и не поставляется на экспорт, передает ИТАР-ТАСС.
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в свою очередь прогнозирует, что розничные цены на бензин в России могут вырасти на 5–7%. По его словам, сегодняшний уровень цен не отражает те затраты, которые несут компании на производство бензина, дизельного топлива и на доставку их потребителю.
Повышение цен на топливо связано с новым витком роста стоимости сырой нефти при одновременном увеличении акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям, пояснил Вагит Алекперов. Сейчас ЛУКОЙЛ ведет диалог с правительством, в том числе о мерах компенсации. Одной из мер могло бы быть снижение акцизов, которые ввели с 1 января, добавил глава ЛУКОЙЛа.
«Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены. Но вопрос в том, где эта справедливая цена: сегодня наше топливо почти на 30–40% продается дешевле, чем у наших соседей – даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике», – заявил Вагит Алекперов в интервью телеканалу Russia Today.
В свою очередь вице-президент НК ЛУКОЙЛ Леонид Федун считает, что стране просто не хватает бензина из-за повышенного спроса. Причем свою роль сыграла программа по утилизации, выбросившая на рынок новые автомобили, которые также хотят бензина.