В ряде регионов России начался бензиновый кризис. Самая критичная ситуация сложилась в Алтайском крае. Сообщалось, что компании «Газпром нефть» и «Роснефть» ввели ограничения на продажу топлива – не более 20 литров на машину для владельцев дисконтных карт. В результате выстроились большие очереди. На других заправках топливо вообще не продавалось.
#{smallinfographicleft=478338}По данным Российского топливного союза (РТС), неблагоприятная ситуация с бензином складывается также в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, Новокузнецке, на Сахалине и в других регионах. Признаки дефицита топлива ощущаются даже в Москве.
По мнению РТС, вертикально интегрированные нефтяные компании создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю возбудило дело в отношении «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и ОАО «Газпромнефть-Алтай» по признакам картельного сговора на рынке ГСМ.
В свою очередь премьер-министр России Владимир Путин дал задание всем компетентным ведомствам доложить о причинах возникшего в некоторых регионах России дефицита на рынке топлива, сообщил во вторник пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.
Песков добавил, что поручение было дано с тем, чтобы «в самые сжатые сроки сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива».
Компании «Газпром нефть» и «Роснефть» уже отреагировали на повышенный интерес к их деятельности на Алтае. Как сообщил советник министра энергетики РФ Дмитрий Клоков, в апреле-мае они на 15% увеличат поставки нефтепродуктов на Алтай. Об этом передает «Интерфакс».
О причинах сложившегося дефицита, а также о сроках преодоления бензинового кризиса газете ВЗГЛЯД рассказал директор по развитию информцентра «Кортес» Павел Строков.
ВЗГЛЯД: Действительно ли сейчас наблюдается дефицит на розничном рынке топлива?
Павел Строков: Я бы хотел призвать всех не драматизировать ситуацию. На самом деле, все достаточно прозаично. В тех регионах, где произошли эти негативные события, всегда было много независимых АЗС. Они пострадали в первую очередь из-за того, что были зафиксированы цены на розницу на определенном уровне, а биржевые цены выросли достаточно сильно за этот период, поэтому торговля бензином им стала экономически невыгодна.
Директор по развитию информцентра «Кортес» Павел Строков прогнозирует завершение бензинового кризиса через три дня (фото: events.ato.ru) |
Независимые АЗС попытались закупать бензин там, где были более или менее нормальные цены, а это заправки вертикально интегрированных компаний (ВИНК). Однако ВИНКи не были готовы к такой ситуации, поэтому у них стали быстро вымываться объемы. В итоге ВИНКи стали продавать бензин тем, с кем у них есть прямые договоры. Бензин отпускается только по топливным картам.
Данную ситуацию не надо драматизировать. Не переживайте, эти кризисы локальны. АЗС Москвы и Подмосковья эта проблема не касается.
ВЗГЛЯД: Эта проблема касается только независимых АЗС?
П.С.: Вот смотрите, если у поставщика остается мало топлива, то он будет его продавать тому, с кем у него есть договор и определенные обязательства, а не всем подряд. Это и произошло, поэтому независимые АЗС остались без топлива. Но дефицит локальный будет устранен в ближайшие три дня.
ВЗГЛЯД: А есть ли бензин на заправках ВИНК?
П.С.: Конечно, он там есть и будет все ближайшее время. Скоро будут доставлены те объемы, которые покроют ажиотажный спрос.
ВЗГЛЯД: Говорят, что в Санкт-Петербурге начнется дефицит через 10 дней.
П.С.: И через 10, и через 12 дней все нормально смогут заправляться. Никакой опасности нет. И не надо создавать ажиотажный спрос. Сейчас в проблемные регионы подойдут заранее заказанные объемы по компаниям «Роснефть», «Газпром нефть». Поймите правильно, у нас большая страна, большая логистика, поэтому нельзя перенаправить все в один миг. Сейчас уже вышли вагоны. Министерство энергетики в свою очередь будет проводить и проводит совещания с представителями ВИНК.
ВЗГЛЯД: УФАС по Алтайскому краю возбудило дело в отношении «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и «Газпромнефть-Алтай» по признакам картельного сговора на рынке ГСМ. Действительно ли на Алтае мог быть картельный сговор?
П.С.: Это как раз то, чем и должна сейчас заняться ФАС. Она должна выяснить, почему независимые заправщики вдруг остались без топлива. Картельный сговор – это один из вариантов причин, почему это произошло. Локальный дефицит произошел из-за нарушения баланса по спросу и предложению в отдельных регионах.
ВЗГЛЯД: Сейчас правительство стимулирует биржевую торговлю топливом, заставляя госкомпании закупать часть топлива на бирже. Это поможет избежать таких дисбалансов на рынке?
П.С.: Это замечательная тема. Биржевая торговля поставит всех в равные условия.