Правительство может пойти на изменение законодательства в том случае, если Газпром не будет допускать к своим транспортным мощностям независимых производителей газа.
Столь резкое заявление в среду прозвучало из уст премьер-министра Владимира Путина, который провел совещание по итогам работы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в 2010 году.
Или вы будете эффективно работать, или мы будем вынуждены изменить действующие правила
«Или вы будете эффективно работать, или мы будем вынуждены изменить действующие правила, пойти на изменение законодательства», – указал премьер, говоря о том, что независимые производители газа испытывают дефицит транспортных мощностей, поскольку те контролируются Газпромом.
По мнению Путина, Газпром «ставит свои интересы выше интересов развития (газовой) отрасли». В России существует дефицит газотранспортных мощностей, отметил он, при этом Газпром, который является монополистом в этой области, не вкладывает в нее достаточно средств. «Вы должны соответствующим образом реагировать и вкладывать ресурсы в развитие. Если считаете, что у вас и так программа оптимизирована, обращайтесь в правительство, подумаем, как сделать», – сказал Путин, обращаясь к руководству Газпрома.
«Я вас прошу <...> самым внимательным образом посмотреть на вопрос и сделать предложение», – цитирует главу правительства РИА «Новости».
На том же заседании Путин поручил Министерству энергетики совместно с Газпромом проработать вопрос паритетного доступа к ГТС всех независимых производителей.
В настоящее время 80% российского газа добывает именно Газпром, который помимо добычи и реализации топлива осуществляет его транспортировку по сетям. Последние годы власти работали над документом, который бы гарантировал независимым производителям газа недискриминационный доступ к транспортным сетям. Довести до конца эту работу помешал кризис, однако глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев обещал вернуться к вопросу.
ФАС даже предлагала обязать Газпром на регулярной основе раскрывать всю информацию о свободных мощностях (за пять лет до и на пять лет вперед) и предоставлять доступ к газопроводной системе всем независимым производителям газа, имеющим договоры на поставку газа на срок более одного года.
Предполагалось, что, если объем по всем долгосрочным заявкам превышает имеющиеся свободные мощности, каждая компания должна будет получить пропорциональную квоту. Отказаться можно лишь в случае несоблюдения сроков подачи заявки или нехватки свободных мощностей даже для частичного удовлетворения требований.
На защиту независимых производителей газа время от времени вставали и другие чиновники. Однако премьер решил столь открыто вмешаться в этот вопрос впервые.
Угрозы Путина Газпрому строятся на том основании, что сейчас компания по закону является монопольным экспортером газа. Иными словами, премьер пригрозил монополисту лишить его этого статуса.
Крупнейшим независимым производителем газа в России является компания НОВАТЭК. Однако есть и другие. Помимо НОВЭТЭКа это все крупные нефтяные компании, которые все больше обращаются к газу, наращивая добычу газа существенно более высокими темпами, чем добычу собственно нефти, комментирует аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Танурков.
По словам эксперта, в перспективе именно газ может стать источником роста для нефтяных компаний. «Но сейчас компании лишены возможности экспортировать газ, поскольку Газпром является монополистом в части экспорта, и вынуждены либо использовать его для собственных нужд (например, заниматься производством электроэнергии), либо продавать Газпрому с дисконтом к внутренним ценам», – поясняет аналитик. Причем в вопросе ценообразования Газпром может ссылаться на нехватку транспортных мощностей и тем самым сбивать цену, указывает Танурков.
При всем при этом у нефтяных компаний есть возможности по лоббированию, а по мере роста значения газа для них растет и стремление изменить ситуацию.
«Видимо, заявление Путина – показатель того, что значимость газодобычи для нефтяных компаний приблизилась к критическому уровню и в дальнейшем следует ожидать роста давления на Газпром, возможно даже появление в перспективе предложений по отделению транспортной системы от добычи, как это произошло в нефтяной отрасли», – считает Танурков.
Другое дело, что этот процесс займет не один год.