Заправщик нового поколения будет построен на базе Boeing 767 и сменит воздушные суда моделей 1950-х годов, передает РИА «Новости». Концерну Boeing удалось превзойти по итогам тендера своего основного конкурента Airbus – дочернее предприятие европейского концерна EADS, – который предложил проект топливозаправщика на основе самолета А330.
Мы будем обсуждать с представителями ВВС, каким образом они пришли к такому решению
По данным Wall Street Journal, первый этап сделки предполагает поставку 18 самолетов к 2017 году. Его стоимость – 3,5 млрд долларов, общая стоимость контракта на поставку 179 самолетов – 35 млрд долларов.
В настоящее время ВВС США используют топливозаправщики KC-135, которые совершили свои первые полеты еще при президенте Дуайте Эйзенхауэре. Планы замены стареющих KC-135 на новые самолеты, получившие обозначение KC-X, появились 10 лет назад.
Последнее объявление об итогах тендера – третья попытка ВВС начать обновление стареющего флота авиазаправщиков.
Первоначально ВВС планировали взять топливозаправщики Boeing в лизинг без всякого конкурса. Однако это намерение встретило сопротивление сенатора Джона Маккейна, который обнаружил свидетельства незаконности сделки между Boeing и чиновниками, занимающимися вопросами снабжения ВВС.
Лизинговая сделка была отменена после обвинений руководства авиакоцерна и высших руководителей ВВС в нарушении федеральных законов о конфликте интересов. Boeing тогда обвинили даже в даче взяток.
После этого ВВС объявили тендер, который в 2008 году закончился победой альянса Northrop Grumman Corp. и EADS. Однако в марте 2009 года Boeing опротестовал решение, заявив, что его предложение было наименее рискованным, более действенным и конкурентоспособным.
Пентагон отменил результаты тендера и объявил новый конкурс, который тоже сопровождался скандалами. Вначале к нему не допустили украинское КБ Антонова, из-за того что его представители опоздали на пять минут с представлением пакета со своим предложением.
В прошлом году разразился новый скандал. Чиновники ВВС направили диски с полной информацией о ходе оценки предложений, перепутав адреса. Таким образом, предложение Boeing попало к Airbus и наоборот. В результате этого два клерка были уволены, но тендер отменен не был.
Следующие раунды конкурса показали существенное снижение цен с обеих сторон. Впрочем, нынешняя победа Boeing может оказаться не окончательной.
Исследовательская компания Sanford C. Bernstein & Co. выпустила свой доклад по итогам тендера, в котором говорится, что конкурентная борьба, возможно, еще не окончена, так как существует значительная вероятность, того, что решение ВВС будет опротестовано и повлечет за собой новые политические разборки.
Председатель совета директоров EADS North America Ральф Кросби назвал новость о выборе ВВС «по-настоящему неутешительным поворотом дел». «Мы будем обсуждать с представителями ВВС, каким образом они пришли к такому решению», – заявил Ральф Кросби.
В свою очередь сенатор Ричерд Шелби назвал итоги тендера «печальными, но не неожиданными», намекнув на политическую подоплеку выбора ВВС.