«Прошу в течение двух месяцев Минэнерго, Минэкономразвития, отраслевые ведомства провести проверку компаний с госучастием, таких как Газпром, Внешэкономбанк, да и Сбербанк не мешало бы. Доведите все до конца», – сказал Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, которое прошло на Саяно-Шушенской ГЭС.
При выявлении сомнительных связей с подобными руководителями надо расставаться
Он отметил, что речь должна идти не только об электроэнергетике. Проверкам подлежат все компании с госучастием и по всем инфраструктурным объектам страны, передает «Интерфакс».
В течение двух месяцев такие компании, как Транснефть, РЖД, Совкомфлот, Внешэкономбанк, Внешторг и Росатом, должны будут доложить о принятых мерах. Проверки необходимо проводить совместно с правоохранительными органами, подчеркнул Владимир Путин.
«Там, где просматриваются прямые нарушения закона, надеюсь, что правоохранительные органы примут соответствующие решения. А там, где просматривается конфликт интересов, тоже нужно как можно быстрее принимать кадровые решения и подумать над совершенствованием нормативно-правовой базы», – заявил глава правительства. Он также потребовал ужесточить контроль в отношении менеджмента энергокомпаний с государственным участием.
На заседании правительственной комиссии по электроэнергетике в понедельник премьер отметил, что в госкомпаниях «есть потенциальное поле для коррупционных рисков и для конфликтов интересов». Речь идет, прежде всего, о предоставлении заказов «своим, карманным» поставщикам, строительным и проектным организациям, пояснил Владимир Путин.
По мнению премьера, необходимо ужесточить контроль в отношении менеджмента энергокомпаний с государственным участием. Владимир Путин потребовал закрепить обязательное требование по предоставлению в Минэнерго сведений о доходах и имуществе руководителей госкомпаний, членов их семей и близких родственников. «При выявлении сомнительных связей с подобными руководителями надо, безусловно, расставаться», – заявил глава правительства.
Нельзя допустить, чтобы «коррупционный налог, разного рода откаты ложились на плечи потребителей, вели к многократному и ничем не оправданному удорожанию объектов, в том числе ЖКХ», подчеркнул премьер. Стоит отметить, что он довольно жестко раскритиковал действия ряда топ-менеджеров российских энергокомпаний, поручив Минэнерго до конца года принять кадровые решения в отношении таких руководителей.
Владимир Путин привел результаты проверки Минэнерго, свидетельствующие о беспрецедентных масштабах коррупции в электроэнергетическом секторе страны. Как отметил премьер, из практически 352 руководителей энергокомпаний 162 должностных лица – то есть практически каждый второй – оказались аффилированными с 385 коммерческими организациями.
Как отметил глава правительства, «да их доходы-то какие». Он назвал двух менеджеров ОГК-3, которые вышли из руководства компании и теперь требуют себе выплаты 324 миллионов рублей. «А что они лично-то сделали? Повышение капитализации произошло в результате реформы электроэнергетики и инвестиций, привлеченных государством. Суммы-то какие! За что? Совсем оборзели», – сказал Владимир Путин.
Он подчеркнул, что «все это, в конце концов, ложится в тариф». «Все это меня очень огорчило. Нам нужно здесь порядок навести», – сказал Путин.
Проверка показала, что средства из отрасли выводятся через офшорные фирмы и аффилированные структуры, зарегистрированные на родственников руководителей этих энергокомпаний. Подобные схемы выявлены в целом ряде регионов Северного Кавказа, Западной Сибири и Урала.
«Меры, предложенные Путиным, абсолютно правильны. Дело в том, что в последнее время компании с госучастием при проведении тендеров, аукционов или при выборе организаций-подрядчиков зачастую делают выбор в пользу аффилированных фирм, связанных с руководителями этих компаний. Это позволяет топ-менеджерам незаконно обогащаться», – заявил газете ВЗГЛЯД юрист коллегии адвокатов «Николаев и Партнеры» Василий Моисеев.
«Фактически наш премьер предлагает приравнять лиц, занимающих руководящие должности в компаниях с госучастием, к лицам, занимающим должности в государственных структурах. Опубликование сведений о доходах данных руководителей, членов их семей и близких родственников, безусловно, усложнит реализацию подобного рода коррупционных схем. Несомненно, данные меры помогут развитию конкуренции, так как любая (а не только аффилированная) организация сможет заключать договора и соглашения с компаниями, которые имеют долю госучастия. Это даст положительный эффект в сфере развития здоровой конкуренции в нашей стране», – указывает юрист.
На потребителях это скажется косвенно, но также положительным образом, продолжает Василий Моисеев. Вполне возможно, что качество услуг и производимых товаров повысится.
Впрочем, партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов считает, что прежде чем предавать анафеме компании с офшорным участием, нужно навести порядок в системе правосудия. Он предупредил, что вслед за корпорациями могут возникнуть преследования в отношении частных российских компаний, которые взаимодействуют с офшорными юрисдикциями.
«Нет ничего противозаконного в заключении договора с фирмой, ниточки от которой идут на Кипр или Виргинские острова, – это обычная гражданско-правовая сделка, – заявил эксперт. – Доказать, что этой сделкой совершалось преступление, крайне затруднительно. Для этого необходимо прослушивать и приобщать к материалам уголовных дел телефонные переговоры служащих упомянутых компаний. В ходе таких оперативных мероприятий могут «всплыть» крайне нежелательные факты и фамилии, поэтому прослушкой заниматься никто не будет. Следовательно, добыть весомые доказательства не удастся. Скорее всего, в отношении нарушителей будут приняты кадровые решения».
Напомним, в декабре президент Дмитрий Медведев поручил правительству ввести ограничения на покупку госкомпаниями своих конкурентов. Глава государства также потребовал сокращать непрофильные активы госкомпаний. Соответствующие предложения правительство должно внести до 1 марта.
А в Минфине пообещали, что правительство в ближайшее десятилетие будет вкладывать меньше средств в развитие госкомпаний. Контроль над ними планируется передать инвесторам.
Дмитрий Медведев считает, что снижение роли государства в управлении экономическими активами скажется на притоке инвестиций в Россию. Приватизация госкомпаний позволит им в дальнейшем привлечь деньги на мировых фондовых рынках.