Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил президенту России Дмитрию Медведеву в целях борьбы с засухой вернуться к идее переброски сибирских рек в южные регионы России и Казахстана.
Мы открыты к обсуждению различных идей, включая некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном
«К сожалению, сегодня вопросы водообеспечения остались без должного внимания, и природа решила нам об этом напомнить. Засуха привела к небывалому обмелению реки Урал, это затрагивает интересы населения всего Урало-Каспийского бассейна. Нам нужно совместно работать с коллегами из КНР по проблеме Иртыша, на берегу которого мы сейчас находимся», – сказал лидер Казахстана во вторник на форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана.
По словам Назарбаева, попытки решить проблему водоохранных задач локально, в отдельных областях не дают желаемого результата.
«Отсутствуют единые комплексные программы по сбалансированному использованию водных ресурсов. В связи с этим считаю необходимым дать задание нашим правительствам принять совместные меры по поиску путей решения этих вопросов. Например, почему бы, как мы с вами обсуждали сегодня и вчера, не вспомнить проект переброски сибирских рек в южные регионы России и Казахстана. В перспективе, Дмитрий Анатольевич, эта проблема может оказаться очень большой и необходимой для обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона», – сказал Назарбаев, обращаясь к Дмитрию Медведеву, передает РИА «Новости».
В свою очередь президент РФ, говоря о возможных решениях проблем засухи, сказал, что Россия открыта к обсуждению самых разных идей.
«К сожалению, система мелиорации, которая была создана в советский период, деградировала, была разрушена. Нам ее нужно будет воссоздавать. В этом плане есть о чем поговорить. Мы открыты к обсуждению различных идей, включая некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном», – цитирует Медведева «Интерфакс».
Напомним, переброска сибирских рек в Центральную Азию представляет собой один из наиболее грандиозных проектов советской эпохи. Основная цель проекта – превратить пустынные земли Узбекистана и Таджикистана в плодородные обжитые районы с развитой экономической и социальной инфраструктурой.
Однако еще в середине 80-х годов вокруг реализации этого проекта развернулась огромная дискуссия. Советские ученые, проявив недюжинное мужество, массово выступили против речного «поворота». По их мнению, изменение потока рек оказало бы катастрофическое воздействие на экологическое равновесие в Сибири и Средней Азии.
Дискуссия о развороте сибирских рек продолжалась до самого распада СССР. Затем казалось, что проект окончательно заглох, однако он был не закрыт, а лишь положен под сукно. Еще в 2003 году Минэнерго при поддержке московских властей начало активно продвигать сибирскую переброску.
В частности, по подсчетам мэра столицы Юрия Лужкова, переброска стока реки Обь с притоками на юг даст возможность ежегодно продавать потребителям из Казахстана и Узбекистана 25 кубических километров воды. С точки зрения Лужкова, этот проект позволил бы дополнительно освоить 1,5 млн гектаров земель в областях России и 2 млн гектаров в Центральной Азии.
А 4 июля 2009 года в ходе визита в Астану московский градоначальник представил свою книгу «Вода и мир» и в очередной раз высказался в поддержку проекта по перетоку части сибирских рек в Центральную Азию. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев инициативу Лужкова решительно поддержал.
По оценкам минсельхоза Казахстана, к 2020 году ожидается снижение располагаемых ресурсов поверхностных вод Казахстана со 100 до 70 кубических км. Государству придется забирать воду из Амударьи, из-за чего запасы пресной воды в Узбекистане могут уменьшиться еще в два раза.
Впрочем, отраслевые эксперты уверены, что вряд ли это будет реализовано. «Во-первых, этот проект на сегодняшний день слишком затратен, – полагает аналитик консалтинговой компании «Бизнес Решения» Алексей Калинин. – В условиях мирового экономического кризиса вряд ли кто-то, даже Китай, может позволить себе инвестирование в подобные проекты мирового масштаба».
Эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов согласен с коллегой: «Большой проблемой является финансовая сторона – никто толком еще не просчитывал стоимость работ, называлась цифра в 100 млрд долларов, но и она, судя по всему, сильно занижена».
Кроме того, отметил Калинин, в Средней Азии и так имеются значительные резервы пресной воды, которые используются нерационально.
Филимонов также подчеркнул, что один из главных минусов проекта – его неизученность. «Никто пока точно не указал экологических последствий этого мероприятия, а они могут быть катастрофическими как для экологии Сибири, так и для обводненных регионов Средней Азии», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.