Федеральная антимонопольная служба прогнозирует рост цен на хлеб на 10–15% уже к концу августа – началу сентября. Пока же, как уверяет ведомство Игоря Артемьева, цены на хлеб останутся неизменными.
Следующий, 2011 год для нас будет очень непростой. Будут снижены посевы озимых
Многие хлебозаводы направили в торговые сети уведомления о том, что цены будут изменены. Отметим, что в соответствии с договорами поставки, заключенными между ними и торговыми сетями, поставщик обязан за 30 дней до изменения цены уведомить об этом торговую сеть.
Однако, как рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин, это чистой воды спекуляция, поскольку никаких оснований для повышения цен на зерно нет.
«Скорее всего, торговые сети накручивают»
ВЗГЛЯД: ФАС прогнозирует рост цен на хлеб с сентября на 15%. Есть ли основания для роста цен, с точки зрения сельхозпроизводителя?
Вячеслав Телегин: С точки зрения производителя, сейчас нет никаких оснований для повышения цен на хлеб. Закупочная цена, которая сложилась на данный момент, – это цена 2005–2006 годов.
#{smallinfographicleft=416688}Напомню, максимально хлеб подорожал в 2007–2008 годах, когда закупочная цена на продовольственную пшеницу составляла порядка 7,5–10 тыс. рублей за тонну.
Сегодня цена на пшеницу находится в районе 5,5 тыс. рублей. Понятно, что есть увеличение других затрат – электроэнергия, аренда. Но все же считаю, что нет оснований для повышения цен на хлеб. Думаю, что это спекуляция чистой воды.
ВЗГЛЯД: А спекуляции со стороны кого?
В. Т.: Скорее всего, торговые сети накручивают. Потому что переработчики тоже в более жестких условиях работают. Сейчас этот вопрос обсуждается, паника идет, поэтому торговля решила на этом дополнительно заработать.
«Крестьяне не могут платить зарплату»
ВЗГЛЯД: Какой ущерб от засухи понесли крестьяне? Поступает довольно противоречивая информация, разница – десятки миллиардов рублей...
В. Т.: Ущерб значительно выше, чем тот, который анонсируется государством, – в районе 35 млрд рублей. Но государство считает только то, что сгорело, – 11 млн га, а ведь сейчас из многих регионов поступает информация о недоборе урожая.
Хозяйства, которые собрали только 2–5 центнеров с га, тоже несут убытки – крестьяне не могут ни зарплату платить, ни налоги. Да и озимые на что-то надо сеять, а для этого надо и солярку купить, и зарплату платить, и семена обновлять. Поэтому ситуация очень сложная. На мой взгляд, оценки, которые говорят, что мы терпим убытки в районе 15 млрд долларов, ближе к истине.Ведь, к примеру, Тула объявила о сокращении сбора урожая картофеля в пять–шесть раз по сравнению с прошлым годом – получали 300 центнеров, а в этом году собрали только 50 центнеров. Да и качество картофеля из-за аномальной жары оставляет желать лучшего.
ВЗГЛЯД: А как запрет на экспорт зерна скажется на доходах крестьянских хозяйств? Есть мнение, что этим летом многие, кого не коснулась засуха, хотели хорошо на ней заработать...
В. Т.: Зарабатывали на этом не крестьяне, а перекупщики-трейдеры. Сельхозпроизводители не зарабатывали на этом, поскольку у них все скупали.
ВЗГЛЯД: То есть цена на зерно, которая сложилась сейчас на внутреннем рынке, такая же, как и закупочная цена для тредейров в предыдущие годы?
В. Т.: Конечно. Действие правительства понятны – в стране может не хватить зерна. Другое дело, что нужно предупреждать как минимум за две недели. Ведь есть контракты, а так получается, что мы потеряли имидж стабильного поставщика.
«Сейчас и покупателей-то особо нет»
ВЗГЛЯД: Есть такое мнение, что крестьяне держали зерно в ожидании роста цен. Это правда?
Председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин считает, что на росте цен на хлеб спекулируют торговые сети (фото: личный архив Вячеслава Телегина) |
В. Т.: Есть такой момент. Но они держали, понимая, что в этом году они продадут меньше, чем в прошлом году. Но и в прошлом году крестьянину было нелегко. Ведь закупочные цены на зерно были минимальны, практически все хозяйства потерпели убытки, потому что вынуждены были продавать по цене ниже себестоимости.
То есть в этом году убытки из-за недобора урожая, в прошлом – из-за низких цен. Чтобы выжить, крестьянину нужно компенсировать эти убытки. Не от хорошей же жизни они держали зерно.
ВЗГЛЯД: И к чему все пришло?
В. Т.: Сейчас и покупателей-то особо нет. Есть зерно на продажу, но заявок на покупку зерна практически нет. Думаю, паузу взяли не только крестьяне, но и покупатели тоже – переработчики, чтобы сбить цену.
Идет определенное противостояние: кто быстрее сдастся. Но крестьянин опять не в выгодном положении: ему нужно сеять озимые. Он вообще может плюнуть и сказать: «Если не надо, то и не надо, тогда и я сеять озимые не буду». Тогда цена будет не пять рублей, а все десять. Ситуация очень непростая.
«Мясо подорожает на 30%»
ВЗГЛЯД: Сейчас сдвинулись сроки посева озимых. Как это скажется на качестве и количестве будущего урожая?
В. Т.: Скажется отрицательно. Если мы посмотрим всю статистику по ситуации, которая наступает после засушливого лета, то увидим, что страдает как раз урожай на следующий год. В сельском хозяйстве всегда так. Урожай 2009 года съедается в 2010 году, а урожай 2010 году будет влиять на урожай в 2011 году.
Поэтому следующий год для нас будет очень непростой. Будут снижены посевы озимых. Причем у меня нет никаких сомнений на этот счет. У крестьян нет никаких денежных ресурсов, чтобы освоить средние объемы, которые сеялись в прошлые годы.
ВЗГЛЯД: Ну а госпомощь в 35 млрд рублей никак не поможет?
В. Т.: Сейчас объявлено, что потери составили 11 млн га, но основная доля потерь придется на недобор урожая. То есть потери полностью еще не посчитаны. Господдержки явно не хватит.
К примеру, в Саратовской области на 1 га потерянных сельхозугодий выдается чуть меньше 200 рублей. Стоимость нормальных семян составляет порядка 1,2 тыс. рублей. В среднем на гектар нужно потратить в районе 6–8 тыс. рублей. То есть господдержка принципиально не изменит ситуацию. Ее нужно давать в разы больше.
Я не говорю, что на хлеб у нас зерна не хватит. На него не так много зерна уходит. В первую очередь пострадает животноводство.
ВЗГЛЯД: А насколько, по вашим прогнозам, поднимутся цены на мясо?
В. Т.: Сначала цена на мясо упадет, потому что будет производиться убой скота, какое-то время на рынке предложение будет превышать спрос, что скажется на ценах. Но это будет происходить недолго, потом образуется дефицит, и цены быстро пойдут вверх. Я прогнозирую, что к весне мясо подорожает на 30%.