В пятницу председатель совета Российского союза предприятий молочной отрасли, член совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили предостерег, что цены на молочную продукцию в России могут вырасти на 10–15%. Он рекомендует отменить импортные пошлины для сохранения цен на стабильном уровне.
Повода для паники нет вообще. Очевидно одно: идет огромное желание поднять цены, и засуха становится хорошим поводом для этого
По его мнению, осенью цены на сырое молоко снова пойдут вверх, в этом случае основным стимулом будет увеличение себестоимости производства в молочной отрасли из-за подорожания кормов. Он констатировал, что к настоящему моменту цены на сырое молоко за год выросли на 60%.
О том, насколько реально выросли цены на сырое молоко для переработчиков молока, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
ВЗГЛЯД: Сегодня на рынке молочной продукции наблюдается паника. Все ожидают резкого скачка цен на молоко. Что сейчас происходит на рынке, стоит ли нам ждать дефицита молока?
А. Д.: В прошлом году был серьезный провал закупочных цен на сырое молоко. Цены падали чуть ли не на 30%, а цены на полках магазинов так и не снижались. Это означает, что была определенная сверхприбыль, которая распределялась явно не сельхозпроизводителями.
Если посмотреть динамику в этом году, то закупочная цена не падала, но и цены на полках не росли. Это значит, что кому-то стало очень тяжело, потому что не было тех доходов, на которые очень рассчитывали.
Более того, ударила засуха, и у сельхозпроизводителей упали надои на 10–15%. А сейчас еще ожидается серьезная проблема с кормами.
ВЗГЛЯД: Какие факторы могут предотвратить резкий скачок цен?
А. Д.: Во-первых, правительство уже приняло решение направить 35 млрд рублей на помощь сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи. Финансовая компенсация может сгладить потери, которые понесли фермеры.
Во-вторых, сейчас есть некоторое волнение на рынке. Вроде бы молока хватает, но никто не знает, что будет дальше. Жара не вечна, а когда она закончится, уровень производства восстановится.
В-третьих, есть покупатели, для которых резкий скачок цен будет означать сокращение потребления.
Кроме того, дефицита молока сейчас нет. Даже если он и будет, то импорт из Белоруссии и Украины легко может компенсировать. Повода для паники нет вообще.
Очевидно одно: идет огромное желание поднять цены, и засуха становится хорошим поводом для этого.
ВЗГЛЯД: А насколько может повыситься себестоимость молока?
А. Д.: С учетом потери надоев на 10–15% сельхозпроизводители могут повысить стоимость на этот же процент.
ВЗГЛЯД: А с учетом подорожания кормов насколько может повыситься цена?
А. Д.: Дело в том, что пока идет расход прошлогодних запасов кормов. Есть некоторые регионы, где нет никаких проблем с кормами, но есть и такие, где уже стоимость кормов повысилась в 2–4 раза. Но опять же есть программа государства, которая будет компенсировать эти затраты.
Все зависит от государственной помощи – если ее не будет, то цена будет другая.
Даже если мы возьмем самый плохой сценарий, что никто не поможет сельхозпроизводителям и цены пойдут вверх. Они ведь долго не будут держать на максимуме, поскольку потребление снизится, появится переизбыток, который приведет к падению цен.
Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко рекомендует не паниковать: цены на молоко сильно не вырастут (фото: rusfarms.com) |
Посмотрите, средняя цена молока по России 27 рублей, из которых 12 рублей уходят сельхозпроизводителям. То есть примерно 40–50% цены готового молока формируется сельхозпроизводителями. В принципе, есть зазор для роста цены сырого молока. Допустим, если стоимость сырого молока для переработчика поднять на 3 рубля, то цена на полке увеличится только на 1,5 рубля. То есть это не катастрофично для потребителей, но для сельхозпроизводителя 3 рубля – это ощутимо.
А под этой шумихой хотят стоимость молока сделать все 40–45 рублей.
ВЗГЛЯД: Кто пытается разжигать панику? Переработчики, ритейлеры?
А. Д.: Показывать на конкретного нарушителя некорректно. Но уже ФАС начинает расследования по этому направлению. Есть публичная информация о том, что «Седьмой континент» категорически отказался от сотрудничества с Юнимилк и Danone.
ВЗГЛЯД: По какой цене сейчас сельхозпроизводители продают переработчикам молоко? Дело в том, что председатель совета Российского союза предприятий молочной отрасли Давид Якобашвили заявил, что цена на сырое молоко выросла за год на 60%.
А. Д.: Средняя закупочная цена по стране составляет 12,5 рублей. На 60% она никак не могла повыситься. Но то, что с лета прошлого года цены на сырое молоко повысились примерно на 30%, – это правда. Но в прошлом году был колоссальный демпинг со стороны Белоруссии, кроме того, нас душили переработчики.
Да, в этом году сельхозпроизводитель получит более или менее справедливую цену, но, увы, это все пойдет на покрытие убытков от засухи.
ВЗГЛЯД: Якобашвили рекомендует еще импорт открыть. Как это скажется на сельхозпроизводителях?
А. Д.: Это приведет к тому, что это убьет нашего отечественного производителя. Белоруссия и Украина с удовольствием захватят наш рынок низкими ценами. Кроме того, в Европе до сих пор лежит интервенционное сухое молоко. Они с удовольствием кинут его нам на рынок. Но в этом случае нашего производителя мы просто поставим на колени.
ВЗГЛЯД: Итак, насколько могут подняться цены на молоко?
А. Д.: Недавно мы выступили с инициативой создания ценового коридора – минимальная и максимальная цена на год. Сейчас мы находимся в переговорном процессе со всеми крупными игроками.
Минимальная цена не должна быть ниже 11 рублей. Но максимальную цену мы пока что установить не можем, поскольку должны пройти переговоры и поступить данные по урожаю. То есть ранее 5 сентября сказать сложно. Кроме того, к этому времени будет известно о получении госпомощи сельхозпроизводителями.
Вместе с тем верхняя планка определит предел закупочной цены на сырое молоко, что установит лимит конечной цены на молоко.