Рынок автомобилей в России в мае ускорил рост по отношению к провальному 2009 году на 31%. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за один месяц в стране было продано почти 158 тыс. автомобилей.
Программа по-прежнему оказывает наибольшее влияние на низкий ценовой сегмент рынка
За первые пять месяцев 2010 года авторынок в годовом исчислении еще не показал роста. В январе - мае автодилеры продали около 615 тыс. машин - на 5% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
При этом по сравнению с апрельскими показателями, объем реализованных автомобилей в России сократился на 3,6%. Автопроизводители, работающие на российском рынке, очевидно, не рассчитывали на столь резкий скачок спроса, подогретого госпрограммой утилизации. Впрочем, аналитики также связывают такое снижение с началом отпускного сезона у россиян.
«Положительная тенденция последних нескольких месяцев сохранилась и в мае. Хотя общий объем продаж за месяц ниже, чем в апреле, что объясняется периодом отпусков, можно говорить о тенденции роста рынка за общий период с января и далее во второй половине этого года по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года», - приводятся в пресс-релизе АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей ассоциации Дэвида Томаса.
Наибольший рост продаж, как и месяц назад, показали производители недорогих отечественных автомобилей. Безусловным лидером среди брендов оказалась Lada. АвтоВАЗ в мае увеличил продажи Lada на 62% - до 45,5 тыс. автомобилей.
На втором месте с результатом 10,4 тыс. машин Chevrolet. Третье место досталось корейской марке Kia (9,7 тыс. автомобилей). Лидер рынка бюджетных иномарок в России французская Renault из-за дефицита увеличила продажи лишь на 11% (8,4 тыс.), однако вошла в пятерку лидеров. Замыкает top-5 Daewoo (7,5 тыc.)
У Группы ГАЗ продажи выросли на 23% (5,5 тыс. штук), у «Соллерса» - на 78% (6,3 тыс.)
Самой востребованной моделью остается Lada Priora, которую приобрели 13,1 тыс. человек. За ней следуют вазовская «классика» - Lada 2105/2107, которых в прошлом месяце было реализовано почти 12 тыс. штук. Далее идут Lada Samara (9,2тыс.), Lada Kalina (8,2 тыс.), Renault Logan (5,4 тыс.) и Ford Focus (5,2 тыс.)
Рост продаж в низком ценовом сегменте объясняется действием программы утилизации автомобилей, дающей бывшему владельцу «автохлама» скидку при покупке новой машины российского производства.
«Программа по-прежнему оказывает наибольшее влияние на низкий ценовой сегмент рынка», - отмечает Дэвид Томас, призывая правительство РФ распространить действие программы на все автомобили. По его словам, это поможет поддержать тех, кто занят в таких сегментах автомобильной промышленности, как розничные продажи и дистрибуция.
Иномарки в мае показали рост в годовом исчислении лишь на 21% - их было продано почти 100 тыс., в то время как за пять месяцев продажи снизились на 13% - до 388 тыс.
По мнению экспертов, они могли бы быть намного лучше, если бы автопроизводители вовремя поняли, что рынок будет расти. «У части производителей, консервативно спланировавших поставки, даже наметился дефицит», - сказал вице- председатель комитета АЕБ Мартин Ян.
По оценкам директора розничного подразделения компании «Рольф» Сергея Щербинина, спрос сейчас превышает предложение дилеров в полтора раза. Производители начали постепенно увеличивать квоты на автомобили для РФ только в феврале, когда почувствовали оживление, приводит его слова Reuters.
Надежды АЕБ, пообещавшей в начале года рост рынка РФ в 2010 году на 9% - до 1,6 млн штук и не пересматривавшей свой прогноз, опять же связаны с программой утилизации. «Недавнее сообщение о решении российского правительства выделить дополнительно 10,5 миллиарда рублей на госпрограмму утилизации подкрепляет наше мнение о дальнейшем ожидаемом росте рынка», - сказал Дэвид Томас.