Нефтяная карта
В среду газовый конфликт между Москвой и Минском получил новое развитие. Белорусское нефтетранспортное предприятие «Гомельтранснефть «Дружба» выступило с заявлением, что не намерено на фоне газового конфликта ограничивать транзит российской нефти в Европу.
«Никоим образом транзит нефти европейским потребителям не может быть прекращен», – заявил руководитель одного из структурных подразделений предприятия «Гомельтранснефть «Дружба», сообщает «Интерфакс».
«Никаких распоряжений относительно подготовки к возможному снижению объемов транзита или его прекращению мы не получали», – сообщил представитель предприятия.
Вместе с тем, по данным СМИ, в среду весь топ-менеджмент компании был отправлен в срочную командировку в Минск. Соответственно, остается вероятность того, что Белоруссия выберет такой ответный шаг Москве в газовом конфликте и оставит полностью без нефти Польшу и частично Германию, которые и «питаются» от северной ветки «Дружбы».
Тем более в январе 2007 года Белоруссия уже пошла на такой шаг, прекратив транзит российской нефти в эти страны. И тогда ситуацию удалось уладить только после того, как Москва и Минск достигли принципиальной договоренности по вопросу отмены пошлины на транзит российской нефти в Европу.
Новая угроза
Опасения, что Белоруссия задействует в игре с Россией «нефтяной» козырь, увеличиваются еще и на фоне существенных разногласий между Минском и Москвой по пошлинам на нефть. Так, Россия и Белоруссия вошли в 2010 год без соглашения о поставках и транзите черного золота.
Российская сторона готова без пошлины поставлять Белоруссии для внутренних нужд 6,3 млн тонн нефти в год. Минск же, ссылаясь на начало действия Таможенного союза, настаивает на увеличении беспошлинных поставок нефти, по разным данным, от 8 до 30 миллионов тонн, обещая в ином случае увеличить пошлины на транзит российской нефти с 3,9 доллара до 45 долларов за тонну, сообщает РИА «Новости».
Для справки: «Дружба» – это крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии).
В систему входит 8 900 км трубопроводов, резервуарные парки вмещают 1,5 млн куб. м нефти. По данным «Интерфакса», в 2009 году через систему магистральных нефтепроводов «Дружба» по территории Белоруссии было прокачено 79,6 млн тонн нефти. Если учитывать, что всего, по данным ФТС, в 2009 году Россия экспортировала 247,4 млн тонн нефти, можно прийти к выводу, что на Белоруссию приходится около 32% российского экспорта черного золота.
Большая проблема
Никаких распоряжений относительно подготовки к возможному снижению объемов транзита или его прекращению мы не получали
В том случае если Белоруссия все же решится перекрыть транзит российской нефти в Европу, справиться с последствиями для зарубежных потребителей Москве будет на порядок сложнее, чем в случае с газом.
С одной стороны, транзит российской нефти в Европу также осуществляется через Балтийскую трубопроводную систему, которая завязана на морской порт Приморск, откуда нефть поступает в Роттердам. К концу 2006 года мощность этого трубопровода составила 75 млн тонн нефти, что сделало Приморск крупнейшим в России портом по отгрузке нефти на экспорт.
Кроме того, существует проходящая по Украине южная ветка трубопровода «Дружба» мощностью около 19 млн тонн нефти в год, а также мощности порта в Новороссийске.
Однако, по мнению экспертов, оперативно «перекинуть» ту нефть, которая идет по белорусской ветке «Дружбы», сейчас невозможно. «Это сложно сделать, поскольку все существующие газопроводы заполнены под завязку. Можно только через порты – Приморcк, Новороссийск. Но все мощности высчитаны по графикам. С другой стороны, даже если решить проблему с графиками, то фрахт – дело дорогостоящее. Осуществлять транзит по трубопроводу куда дешевле», – комментирует аналитик ИК Велес-Капитал Дмитрий Лютягин.
Россия чувствовала бы себя в плане «нефтяных» взаимоотношений с Белоруссией намного спокойнее, если бы действовала Балтийская трубопроводная система – 2, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море по маршруту Унеча – Великие Луки – Усть Луга.
В рамках проекта БТС-2 предусматривается строительство магистрального трубопровода общей протяженностью 998 км мощностью 50 млн тонн нефти в год. Проблема в том, что этот нефтепровод начнет действовать только в конце 2011 года, а конфликт с Белоруссией у России возник сегодня.
Вместе с тем Дмитрий Лютягин полагает, что Белоруссия только в крайнем случае пойдет на остановку транзита российской нефти.
«Белорусские НПЗ перерабатывают российскую нефть и также поставляют ее в Европу. Им это невыгодно. Кроме того, если она отключит газ и нефть, то как же страна будет жить?!» – резюмирует эксперт.