«Такие люди научному пониманию не поддаются»
– Во вторник Газпром заявил о том, что альтернативные пути транзита газа в Европу в обход Белоруссии уже найдены – в частности, через Украину. Как вы оцениваете подобное заявление?
– На самом деле, у Украины есть возможности взять на себя дополнительный объем транзитного газа, тем более что в 2009 году объем транзита газа в Европу через Украину был ниже, чем в 2008-м. Соответственно, увеличить транзит возможно из-за незагруженности трубы.
Но там есть определенный нюанс. Чтобы переключить на Украину потребителей, которые получают газ через Белоруссию, понадобится время. Более конкретно сказать не могу, но время понадобится.
– Расскажите в целом о транзите российского газа через Белоруссию...
– Есть две трубы: газотранспортная система Белтрансгаза, которая на 50% принадлежит Газпрому, и трубопровод Ямал – Европа, который на 100% принадлежит Газпрому.
Лукашенко только вне правового поля может перекрыть транзит по газопроводу Ямал – Европа. Пропускная способность последнего, начиная с конца 2007 года, была на уровне 33 млрд кубометров газа в год. Этого вполне достаточно, чтобы закрыть транзит в Польшу. Технические возможности транзита через Украину оцениваются на уровне 120–130 млрд кубометров газа в год. Объем же российского экспорта в прошлом году был ниже 150 млрд кубометров.
Если Лукашенко не трогает трубу, которая не является его собственностью, то никаких проблем у нас не будет. Но если он ее затронет, то возникнет фундаментальная проблема.
«Польша остается проблемной»
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов (фото: РИА "Новости") |
– Как вы оцениваете вероятность подобного развития событий?
– Как я могу прогнозировать действия не совсем адекватного человека?! Если он подписывает контракт и говорит, что это не контракт. Такие люди научному пониманию не поддаются.
– Какие страны пострадают, если Лукашенко перекроет Ямал – Европа?
– Прежде всего Польша, Германия (транзит через Польшу), страны Балтии. Теоретически страны Балтии могут быть подключены через Латвию. Транзит в Германию мы тоже можем переключить.
Но проблемной стороной остается Польша – она завязана на газопроводе Ямал – Европа. Этого не хотелось бы, поскольку политический диалог с ней у нас налажен, и отключение было бы крайне нежелательно.
– Что скажете насчет проблемы с газоснабжением Калининградской области?
– Что касается Калининградской области, то она может быть подключена через Латвию. Похожая ситуация была в 2004 году, когда мы отключали Белоруссию от газа, а Лукашенко отключил Калининград. После этого конфликта транспортные возможности через Латвию сразу возросли.
«Таких прецедентов не знаю»
– Вообще, как вы оцениваете газовый конфликт между Белоруссией и Газпромом?
– Ситуация с Белоруссией достаточно загадочная, поскольку, по заявлению Газпрома, Минск не предоставляет полную документацию о транзите. У меня складывается впечатление, что Лукашенко не хочет признавать сам факт долга. Он подписал контракт, а теперь делает вид, что его нет.
Но удивляться тут ничему не приходится. Лукашенко недавно заявил о готовности импортировать нефть из Венесуэлы. При этом он сказал, что Белоруссия будет перерабатывать венесуэльскую нефть, а дивиденды с прибыли будет платить только белорусским акционерам, а российским акционерам – напомню, что Славнефть выступает миноритарием в проекте – платить не будет.
– И какова же логика Лукашенко?
– Логика Белоруссии такая: из-за вредной России мы вынуждены покупать нефть в Венесуэле. Таких прецедентов, чтобы одним платили, а другим – нет, я, увы, не знаю.
Теперь с газом: Лукашенко подписал контракт, а сейчас делает вид, что ничего не подписывал. Цель такая – не дать возможности России зафиксировать сам факт долга и не признавать условия контракта, которые предполагают поквартальное увеличение цены. Так, в следующем квартале цена будет на уровне 195 долларов. Поэтому Лукашенко делает Россию во всем виноватой.
– Как вы считаете, ситуация сейчас критична?
– Ситуация очень критическая. Если одна труба будет перекрыта, то проблем хватит всем: и Украине, и России, и Европе. Поэтому сейчас все очень обеспокоены тем, чтобы Лукашенко окончательно не испортил наши отношения с Европой.
– И как в таком случае стоит вести себя Москве?
– В одиночку Россия эту проблему не решит. Европе нужно активнее подключаться к этой теме. Лукашенко – неадекватный человек. Как с ним может справиться Россия в одиночку?!