Экономика

4 марта 2010, 21:50

В России приняли Стратегию развития автопрома-2020

Фото: ИТАР-ТАСС

Правительство России на своем заседании в четверг в целом одобрило Стратегию развития автопрома до 2020 года. Одобрило не без сюрпризов: общая смета программы «похудела» почти на 200 млрд рублей, до 1–1,2 трлн рублей, а сам документ глава правительства Владимир Путин тут же отправил на доработку в отраслевые комитеты. Впрочем, как подчеркнул премьер, с принятием Стратегии «уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком, и сейчас на рынке будет востребована только надежная и безопасная продукция».

Цифра сократилась

На своем заседании в четверг правительство России в целом одобрило Стратегию развития автомобильной промышленности страны на период до 2020 года. Вопреки давней традиции, когда подготовленные к заседанию правительства профильными ведомствами документы утверждаются без изменений, программа модернизации российского автопрома подверглась корректировкам.

Уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком

И главная из них – это уменьшение финансового «веса» Стратегии. Если раньше планировалось затратить на ее реализацию 1,2–1,8 трлн рублей, то по итогам заседания эта цифра уменьшилась до 1–1,2 трлн рублей.

За счет чего произошла коррекция? В первую очередь, за счет уменьшения объема вложений самих автопроизводителей на сумму в 43 млрд рублей. «По инвестициям основных, базовых компаний эта цифра сократилась и сейчас представляется в 584 млрд рублей», – цитирует главу Минпромторга Виктора Христенко (именно его ведомство было ответственно за подготовку концепции) «Интерфакс».

Ранее на эти же цели предполагалось направить около 627 млрд рублей: 330–340 млрд рублей – на проекты по модернизации производства, 100 млрд рублей – на НИОКР (в том числе 24 млрд рублей на разработку новых моделей), 191 млрд рублей – на развитие компонентной базы.

«Тема не отехничена»

Еще одна причина «похудания» Стратегии – это исключение из бюджетных расходов статьи по покупке иностранного автопроизводителя. Теперь этот вопрос, по словам Виктора Христенко, «сдвинут за пределы документа». «В ходе обсуждения программы предлагалось направить 150 млрд рублей на приобретение активов за рубежом», – сказал Христенко, отметив, что такая цифра фигурировала в обсуждениях, но правительство посчитало эту тему штучной и на сегодняшний день не «отехниченной».

Отраслевые эксперты полностью поддерживают подобное решение. По их словам, России необходимо покупать не уже используемые (а следовательно, постоянно устаревающие) производственные мощности, а технологии для создания новой продукции в России. «В противном случае может получиться не поддержка российского автопрома, а стимулирование развития экономик других стран», – отмечает аналитик консалтинговой компании «Бизнес Решения» Алексей Калинин.

С ним согласен и замглавы агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Государство должно обеспечивать возможности для развития автопрома, а не чисто финансировать. И если это финансирование, то оно должно быть направлено на развитие инфраструктуры, а вовсе не на покупку предприятий», – уверен он.

Ключевые задачи

А вот такой важный параметр Стратегии, как объем господдержки, на заседании правительства скорректирован не был – он по-прежнему составит 188 млрд рублей. Как не были скорректированы и инвестиции в компонентное производство в размере 191 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что сохранение последней цифры – это чрезвычайно важная и притом положительная новость для отрасли. Ведь пока объемы соответствующего бизнеса в России существенно отстают от зарубежных аналогов. Не случайно во время заседания правительства Виктор Христенко отметил, что развитие компонентной базы остается одной из ключевых задач, так как ныне действующие соглашения по производству компонентов «пока не создают критической массы».

И не случайно АвтоВАЗ и Sollers в феврале подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. В числе основных направлений совместной программы – развитие поставщиков автокомпонентов и определение возможностей их привлечения для обеспечения потребностей АвтоВАЗа и Sollers.

Напомним: в целом Стратегию развития российского автопрома до 2020 года можно разделить на три этапа. В правительстве рассчитывают, что отрасль преодолеет кризис уже до конца этого года. Еще три года (с 2011-го по 2013 год) уйдут на посткризисное развитие рынка, а в 2014–2015 годах автопром выйдет на уровень 2007–2008 годов. К 2020 же году доля автопрома в ВВП вырастет с нынешних 0,98% до 2,38%. К этому времени в стране будет продаваться 3,5–3,6 млн авто в год, причем 3,1 млн станут иметь именно российскую «прописку». В частности, к 2020 году АвтоВАЗ должен будет выпустить не менее 1 млн машин (по итогам прошлого года производство составило 294,7 тыс. авто).

Третий лишний

Вместе с тем, одобрив Стратегию развития отечественного автопрома в целом, правительство тут же отправило ее на доработку в Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития. Зачем? Виктор Христенко уточнил, что правительство дало поручение конкретизировать ряд моментов в реализации документа, особенно насчет источников финансирования инвестпрограмм и размера господдержки.

По инвестициям основных, базовых компаний цифра сократилась. Она сейчас представляется в 584 млрд рублей

Кроме этого, сказал Христенко, необходимо обратить внимание на аспекты, связанные с формированием Таможенного союза. «Минпромторг должен будет утвердить обновленную версию стратегии развития автопрома до 30 марта текущего года», – сказал глава этого ведомства.

Уточненные бизнес-планы своего развития до 2020 года до 30 марта должны представить и основные автомобилестроительные альянсы (правительство в этом отношении больше всего интересуют финансовые гарантии компаний). «Собственно, два альянса, которые сейчас предъявили свои намерения по реализации стратегических планов: альянс Renault, Nissan и АвтоВАЗ и альянс Fiat – Sollers – они, собственно, и в состоянии конкурировать в новых условиях на жестком глобальном рынке», – сказал Христенко, добавив, что «в марте у альянсов появятся уточненные бизнес-планы, которые лягут в основу для проработки с финансовыми институтами о формах, объемах кредитной поддержки, тех или иных способах снижения рисков».

При этом чиновник дал понять, что третьего глобального автоальянса (например, с участием группы «ГАЗ» Олега Дерипаскси) России не нужно. И если этот альянс и состоится, то это будет «личное дело» конкретного игрока отрасли. Христенко подчеркнул, что автомобильный рынок является глобальным, с учетом кризиса на «мировом ландшафте» останется не более 20 автопроизводителей.

«Пальцев на двух руках хватит, чтобы их пересчитать, и входной билет будет на уровне 6 млн штук продаваемых автомобилей в год, для того чтобы вести эффективно бизнес», – сказал он. И в этом смысле для развития легкового сегмента автоопроса не случайно избрана стратегия глобального партнерства, отметил Христенко.

Плюс не без минусов

Эксперты автомобильного рынка, несмотря на критику отдельных моментов Стратегии (например, излишне большого объема господдержки и отсутствия перспектив снижения пошлин на подержанные иномарки), полагают, что само появление подобной программы можно считать большим достижением.

«Принятие Стратегии, даже с оговорками, говорит о том, что государство думает о промышленности и о развитии страны, а не только о нефтедобыче, ведь развитие автопрома – это развитие промышленности в целом», – рассуждает Удалов. Вместе с тем, как дополняет коллегу Алексей Калинин, сложно сказать, что будет к 2020 году. «Не исключено, что мы еще неоднократно услышим о новых доработках и изменениях программы, – говорит он. – Скорее всего, это даже неизбежно, ведь рыночная обстановка меняется каждый год. Поэтому сейчас важно отслеживать все, что намечено, вовремя корректировать и по месту смотреть, как работает все, что принято».

Действительно, как сказал на заседании правительства Владимир Путин, государству и автопроизводителям еще предстоит решить ряд вопросов, связанных с существенной модернизацией автопрома. «Уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком, – сказал премьер-министр. – Сейчас на рынке будет востребована только качественная, надежная, безопасная продукция, отвечающая высоким экологическим стандартам».

Для достижения этой цели, по мнению Путина, должно быть обеспечено внедрение современных технических регламентов, устанавливающих требование к безопасности машин и уменьшению выбросов загрязняющих веществ. «Убрав с рынка устаревшую технику, мы сделаем более чистым воздух в наших городах, – подчеркнул Путин, слова которого цитирует ИТАР-ТАСС. – А главное, сохраним тысячи жизней, которые уносят дорожно-транспортные происшествия».

Текст: Валерия Вдовенкова

Вам может быть интересно

ВС России за неделю нанесли 35 групповых ударов по ВПК и энергоотрасли Украины
Темы дня

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Новости

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Сервис RUSSPASS составил рейтинг самых популярных туристических направлений на майские праздники.

Импортозамещенный Superjet-100 начали готовить к летным испытаниям

Опытный образец импортозамещенного ближнемагистрального самолета Superjet-100 завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл в подмосковный Жуковский.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Путин наградил певца Стаса Михайлова орденом

Певец Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве», соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Ужесточение мобилизации на Украине призвано помочь Байдену на выборах

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан

США ужесточают экспорт огнестрельного оружия и боеприпасов в страны «повышенного риска», среди которых Киргизия, Казахстан и Таджикистан, говорится в заявлении американского министерства торговли.

Уважение к традиционым ценностям станет условием для въезда иностранцев в РФ

В Государственную думу внесен на рассмотрение законопроект, нацеленный на повышение эффективности федерального госконтроля в миграционной сфере.

В Ровно снесли монумент в честь победы в Великой Отечественной войне

В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам, который был установлен на холме Славы.

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?