Экономика

4 марта 2010, 21:50

В России приняли Стратегию развития автопрома-2020

Фото: ИТАР-ТАСС

Правительство России на своем заседании в четверг в целом одобрило Стратегию развития автопрома до 2020 года. Одобрило не без сюрпризов: общая смета программы «похудела» почти на 200 млрд рублей, до 1–1,2 трлн рублей, а сам документ глава правительства Владимир Путин тут же отправил на доработку в отраслевые комитеты. Впрочем, как подчеркнул премьер, с принятием Стратегии «уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком, и сейчас на рынке будет востребована только надежная и безопасная продукция».

Цифра сократилась

На своем заседании в четверг правительство России в целом одобрило Стратегию развития автомобильной промышленности страны на период до 2020 года. Вопреки давней традиции, когда подготовленные к заседанию правительства профильными ведомствами документы утверждаются без изменений, программа модернизации российского автопрома подверглась корректировкам.

Уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком

И главная из них – это уменьшение финансового «веса» Стратегии. Если раньше планировалось затратить на ее реализацию 1,2–1,8 трлн рублей, то по итогам заседания эта цифра уменьшилась до 1–1,2 трлн рублей.

За счет чего произошла коррекция? В первую очередь, за счет уменьшения объема вложений самих автопроизводителей на сумму в 43 млрд рублей. «По инвестициям основных, базовых компаний эта цифра сократилась и сейчас представляется в 584 млрд рублей», – цитирует главу Минпромторга Виктора Христенко (именно его ведомство было ответственно за подготовку концепции) «Интерфакс».

Ранее на эти же цели предполагалось направить около 627 млрд рублей: 330–340 млрд рублей – на проекты по модернизации производства, 100 млрд рублей – на НИОКР (в том числе 24 млрд рублей на разработку новых моделей), 191 млрд рублей – на развитие компонентной базы.

«Тема не отехничена»

Еще одна причина «похудания» Стратегии – это исключение из бюджетных расходов статьи по покупке иностранного автопроизводителя. Теперь этот вопрос, по словам Виктора Христенко, «сдвинут за пределы документа». «В ходе обсуждения программы предлагалось направить 150 млрд рублей на приобретение активов за рубежом», – сказал Христенко, отметив, что такая цифра фигурировала в обсуждениях, но правительство посчитало эту тему штучной и на сегодняшний день не «отехниченной».

Отраслевые эксперты полностью поддерживают подобное решение. По их словам, России необходимо покупать не уже используемые (а следовательно, постоянно устаревающие) производственные мощности, а технологии для создания новой продукции в России. «В противном случае может получиться не поддержка российского автопрома, а стимулирование развития экономик других стран», – отмечает аналитик консалтинговой компании «Бизнес Решения» Алексей Калинин.

С ним согласен и замглавы агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Государство должно обеспечивать возможности для развития автопрома, а не чисто финансировать. И если это финансирование, то оно должно быть направлено на развитие инфраструктуры, а вовсе не на покупку предприятий», – уверен он.

Ключевые задачи

А вот такой важный параметр Стратегии, как объем господдержки, на заседании правительства скорректирован не был – он по-прежнему составит 188 млрд рублей. Как не были скорректированы и инвестиции в компонентное производство в размере 191 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что сохранение последней цифры – это чрезвычайно важная и притом положительная новость для отрасли. Ведь пока объемы соответствующего бизнеса в России существенно отстают от зарубежных аналогов. Не случайно во время заседания правительства Виктор Христенко отметил, что развитие компонентной базы остается одной из ключевых задач, так как ныне действующие соглашения по производству компонентов «пока не создают критической массы».

И не случайно АвтоВАЗ и Sollers в феврале подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. В числе основных направлений совместной программы – развитие поставщиков автокомпонентов и определение возможностей их привлечения для обеспечения потребностей АвтоВАЗа и Sollers.

Напомним: в целом Стратегию развития российского автопрома до 2020 года можно разделить на три этапа. В правительстве рассчитывают, что отрасль преодолеет кризис уже до конца этого года. Еще три года (с 2011-го по 2013 год) уйдут на посткризисное развитие рынка, а в 2014–2015 годах автопром выйдет на уровень 2007–2008 годов. К 2020 же году доля автопрома в ВВП вырастет с нынешних 0,98% до 2,38%. К этому времени в стране будет продаваться 3,5–3,6 млн авто в год, причем 3,1 млн станут иметь именно российскую «прописку». В частности, к 2020 году АвтоВАЗ должен будет выпустить не менее 1 млн машин (по итогам прошлого года производство составило 294,7 тыс. авто).

Третий лишний

Вместе с тем, одобрив Стратегию развития отечественного автопрома в целом, правительство тут же отправило ее на доработку в Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития. Зачем? Виктор Христенко уточнил, что правительство дало поручение конкретизировать ряд моментов в реализации документа, особенно насчет источников финансирования инвестпрограмм и размера господдержки.

По инвестициям основных, базовых компаний цифра сократилась. Она сейчас представляется в 584 млрд рублей

Кроме этого, сказал Христенко, необходимо обратить внимание на аспекты, связанные с формированием Таможенного союза. «Минпромторг должен будет утвердить обновленную версию стратегии развития автопрома до 30 марта текущего года», – сказал глава этого ведомства.

Уточненные бизнес-планы своего развития до 2020 года до 30 марта должны представить и основные автомобилестроительные альянсы (правительство в этом отношении больше всего интересуют финансовые гарантии компаний). «Собственно, два альянса, которые сейчас предъявили свои намерения по реализации стратегических планов: альянс Renault, Nissan и АвтоВАЗ и альянс Fiat – Sollers – они, собственно, и в состоянии конкурировать в новых условиях на жестком глобальном рынке», – сказал Христенко, добавив, что «в марте у альянсов появятся уточненные бизнес-планы, которые лягут в основу для проработки с финансовыми институтами о формах, объемах кредитной поддержки, тех или иных способах снижения рисков».

При этом чиновник дал понять, что третьего глобального автоальянса (например, с участием группы «ГАЗ» Олега Дерипаскси) России не нужно. И если этот альянс и состоится, то это будет «личное дело» конкретного игрока отрасли. Христенко подчеркнул, что автомобильный рынок является глобальным, с учетом кризиса на «мировом ландшафте» останется не более 20 автопроизводителей.

«Пальцев на двух руках хватит, чтобы их пересчитать, и входной билет будет на уровне 6 млн штук продаваемых автомобилей в год, для того чтобы вести эффективно бизнес», – сказал он. И в этом смысле для развития легкового сегмента автоопроса не случайно избрана стратегия глобального партнерства, отметил Христенко.

Плюс не без минусов

Эксперты автомобильного рынка, несмотря на критику отдельных моментов Стратегии (например, излишне большого объема господдержки и отсутствия перспектив снижения пошлин на подержанные иномарки), полагают, что само появление подобной программы можно считать большим достижением.

«Принятие Стратегии, даже с оговорками, говорит о том, что государство думает о промышленности и о развитии страны, а не только о нефтедобыче, ведь развитие автопрома – это развитие промышленности в целом», – рассуждает Удалов. Вместе с тем, как дополняет коллегу Алексей Калинин, сложно сказать, что будет к 2020 году. «Не исключено, что мы еще неоднократно услышим о новых доработках и изменениях программы, – говорит он. – Скорее всего, это даже неизбежно, ведь рыночная обстановка меняется каждый год. Поэтому сейчас важно отслеживать все, что намечено, вовремя корректировать и по месту смотреть, как работает все, что принято».

Действительно, как сказал на заседании правительства Владимир Путин, государству и автопроизводителям еще предстоит решить ряд вопросов, связанных с существенной модернизацией автопрома. «Уходит в прошлое эпоха, когда каждый автолюбитель был сам себе механиком, – сказал премьер-министр. – Сейчас на рынке будет востребована только качественная, надежная, безопасная продукция, отвечающая высоким экологическим стандартам».

Для достижения этой цели, по мнению Путина, должно быть обеспечено внедрение современных технических регламентов, устанавливающих требование к безопасности машин и уменьшению выбросов загрязняющих веществ. «Убрав с рынка устаревшую технику, мы сделаем более чистым воздух в наших городах, – подчеркнул Путин, слова которого цитирует ИТАР-ТАСС. – А главное, сохраним тысячи жизней, которые уносят дорожно-транспортные происшествия».

Текст: Валерия Вдовенкова

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?