Малый и средний бизнес не почувствовал эффекта от антикризисных мер правительства РФ. К такому выводу пришли во вторник участники круглого стола, организованного в Госдуме под эгидой «Справедливой России».
До 40% малых предприятий столкнулись с пониженными показателями по развитию
Собравшимся представили результаты мониторинга Торгово-промышленной палаты (ТПП), которые, в частности, свидетельствуют о снижении доступности кредитов для этих предприятий и росте тарифов на энергоносители. «До 40% малых предприятий столкнулись с пониженными показателями по развитию», − неутешительно заметил замдиректора Департамента по законодательству ТПП Дмитрий Фадеев.
Помочь малому и среднему бизнесу эсеры предлагают через тотальное снижение налоговой нагрузки. Среди предложений парламентариев − облегчение предпринимателям условий для перехода на упрощенную систему налогообложения, возврат к ЕСН, а также ограничение процентных ставок на рынке межбанковского кредитования и госрегулирование тарифов на услуги естественных монополий.
В частности, первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева выступила против замены ЕСН на страховые взносы с 1 января 2011 года. По ее мнению, в результате этой реформы нагрузка на бизнес резко возрастает: уже сейчас в регионах массово регистрируются в качестве безработных люди, работавшие на предприятиях малого и среднего бизнеса. По мнению Дмитрия Фадеева, реформа обернется «выплатой серых зарплат, оттоком инвестиций и, возможно, появлением коррупционных схем».
Помимо этого, эсеры настаивают на повышении верхней границы дохода малых предприятий (дает право на применение «упрощенки») до 100 млн рублей. Сегодня соответствующая планка находится на уровне 60 млн рублей. Еще одно предложение справороссов касается госбанков: они хотят ограничить их возможность поднимать процентную ставку на деньги, которые им передало государство на развитие реального сектора, всего 3%.
Не отказалась «Справедливая Россия» и от своей давней идеи − заморозить тарифы на услуги естественных монополий и ЖКХ на уровне, «не превышающем рост по сравнению с 2009 годом в 10%».
Несмотря на то, что пакет законопроектов эсеров только готовится к внесению в Госдуму, их инициативы уже натолкнулись на резкое сопротивление в профильных думских комитетах. В частности, как заметил в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД первый зампред думского комитета по экономполитике, депутат от «Единой России» Владимир Головнев, с учетом того, что справороссы не поясняют, за счет чего собираются компенсировать выпадающие от снижения налогов доходы федерального бюджета, шансы на то, что их инициативы пройдут, минимальны.
В целом же позицию подопечных Сергея Миронова Головнев охарактеризовал как «более чем странную». «С одной стороны, они ратуют за повышение пенсий, а с другой, фактически этих пенсий лишают, предлагая снизить налоги в условиях дефицита бюджета», − замечает единоросс.
В свою очередь, по мнению члена думского комитета по бюджету и налогам, депутата от «Единой России» Евгения Самойлова, вопросы вызывает и предложение эсеров повысить порог для перехода на «упрощенку». «100 млн рублей − это, скажу я вам, уже предприятие не малого, а среднего бизнеса, − уверен депутат. − Наверняка, на практике это породит различные налоговые лазейки, с которыми сегодня идет такая борьба».
Не менее резко к инициативам «Справедливой России» отнесся и зампред думского комитета по финансовому рынку Юрий Зеленский. «Например, их предложение по ограничению процентных ставок на рынке межбанковского кредитования невозможно осуществить чисто технически, − уверен эксперт. − Дело в том, что Банк России выдает другим банкам т.н. «нецелевые кредиты», а следовательно, деньги немеченные, и проследить, на что какой рубль конкретно пошел, невозможно».
Глава думского комитета по экономполитике Евгений Федоров и вовсе посоветовал эсерам пойти на... курсы экономики. «Это чтобы они не говорили глупостей, предлагая ограничить рост тарифов на услуги естественных монополий, − полагает парламентарий. − Командовать ценами можно было только в советское время, поэтому экономические инициативы «Справедливой России» я рассматриваю лишь как очередное подтверждение идеологического кризиса в этой партии».