После десятилетия сборки российского истребителя Су-27, которая осуществлялась по лицензии, Китай стал способен производить собственное современное оружие, пишет The Wall Street Journal.
Китайский экспорт оружия может отразиться на региональных конфликтах по всему миру
Китайские инженеры смогли не только клонировать Су-27 в части авионики и радиолокационного оборудования, но и решили последний этап технологической головоломки – установки на истребитель китайского реактивного двигателя.
Если Китай сможет успешно провести испытания своих истребителей и наладить серийное производство, то это ударит по интересам как России, так и США – крупнейших импортеров военной техники в мире. Так, в прошлом году Пентагон решил даже сократить финансирование производства американских истребителей F-22, которые на сегодняшний день являются передовыми боевыми самолетами в мире. Отчасти это решение было принято на основании убеждения, что Китай не сможет получить много подобных истребителей в ближайшие 15 лет.
Заместитель начальника военно-воздушных сил Китая генерал Хо Вейронг заявил о том, что испытания китайской версии истребителя будут проведены в течение ближайших 8–10 лет.
В 1996 году Пекин купил у России лицензию на сборку двухсот Су-27, выплатив 2,5 млрд долларов. Соглашение предусматривало, что самолет под маркой J-11 должен собираться с использованием русской авионики, радаров, двигателей. По условиям сделки истребители не могли быть экспортированы.
Но после сборки 105 истребителей Китай внезапно отменил контракт в 2004 году, утверждая, что его самолет не отвечает изначальным требованиям.
Три года спустя Китай обнародовал собственную версию истребителя J-11. Китай заявил, что истребитель на 90% разработан китайскими инженерами: на нем стоят более продвинутая авионика и радары.
В результате Россия хотела приостановить переговоры о продаже Китаю Су-33 – истребителя со складывающимися крыльями, который может быть использован на авианосцах. Но затем переговоры о продаже возобновились.
Сейчас Китай разрабатывает собственный истребитель для авианосцев. Первые испытания намечены даже на 2011–2012 годы. Однако, по мнению экспертов, Китай может столкнуться с проблемой двигателя, который окажется менее мощным и долговечным в отличие от российского двигателя.
«Мы просто надеемся, что наш самолет будет лучше», – говорит представить компании «Сухой». «Одно дело – сделать хорошую копию качественной ложки, но совсем другое – построить самолет», – отмечает представитель компании.
Можно сказать, что конкуренция между Россией и Китаем на мировом рынке военной техники уже началась. Так, в прошлом году китайский истребитель JF-17 и российский МиГ-29 участвовали в тендере на поставку в Мьянму, в ходе которого выиграла Россия.
В этом году Пекин и Москва пересеклись в тендере из Египта. Россия несколько лет пыталась убедить Египет приобрести около 40 истребителей МиГ-29. Однако контракт может сорваться, поскольку Китай совместно с Пакистаном предлагает Египту производить истребители JF-17 на его территории. Стоимость JF-17 составляет всего 10 млн долларов, в то время как МиГ-29 обойдется Египту в 35 млн долларов каждый.
Проблема состоит в том, что на JF-17 устанавливаются российские двигатели РД-93. Таким образом, Россия помогает своим же конкурентам. Глава компании «Сухой» Михаил Погосян писал даже письмо в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству и в Рособоронэкспорт, в котором он высказался против подписания нового крупного контракта на поставку сотни РД-93 в Китай. Но Рособоронэкспорт решил продолжить поставку двигателей РД-93.
Отметим, что китайский экспорт оружия может отразиться на региональных конфликтах по всему миру. К примеру, в феврале 2010 года в Пакистане был введен первый эскадрон истребителей китайского производства, что может изменить в будущем военный баланс с Индией.
Потенциальными покупателями JF-17 могут также выступить Шри-Ланка, Бангладеш, Венесуэла, Нигерия, Марокко и Турция. В прошлом году Китай также продал истребители в Судан.