Банк России усматривает в действиях руководства обанкротившегося Международного промышленного банка наличие признаков уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных статьями 195 «Неправомерные действия при банкротстве» (до трех лет лишения свободы) и 196 «Преднамеренное банкротство» (до шести лет лишения свободы) Уголовного кодекса.
Дальнейшая судьба этих денег нам неизвестна
Глава ЦБ Сергей Игнатьев уже отправил генпрокурору Юрию Чайке информацию о причинах неудовлетворительного состояния банка. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна.
По его словам, из общей ссудной задолженности Межпромбанка менее 6% (около 9 млрд рублей) может быть отнесено к кредитованию предприятий реального сектора экономики. Банк лишь создавал видимость кредитования экономики: основная часть кредитов банка предоставлялась компаниям, которые не вели реальной производственной деятельности.
«Всего таких компаний было больше ста. Почти все эти компании были однотипными и характеризовались рядом признаков: уставный капитал минимален (10–12 тысяч рублей), зарегистрированы по адресам массовой регистрации, без бухгалтерского работника в штате, платежи в бюджет и внебюджетные фонды крайне незначительны, а операции по банковскому счету состояли главным образом в получении средств от банка и приобретении векселей самого банка», – уточнил Меликьян.
Он отметил, что данные компании учреждались физлицами – российскими резидентами, эти же лица числились руководителями компаний.
Каждой из этих компаний банк выдавал кредит в размере 1–2 млрд рублей, обеспечением по которым выступали векселя офшорной компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
«На весьма своеобразные цели» были потрачены и 25 млрд рублей из беззалогового кредита в 32 млрд рублей, который в разгар кризиса ЦБ предоставил Межпромбанку. Основная часть переведена в швейцарский банк на счет компании-нерезидента, одним из директоров которой являлся сын Пугачева, якобы на инвестиции в конкретные проекты на территории России.
«Дальнейшая судьба этих денег нам неизвестна», – отметил Меликьян.
Напомним, ЦБ отозвал лицензию у МПБ 5 октября и впоследствии подал иск о признании кредитной организации банкротом.
К моменту отзыва лицензии кредитный портфель банка превышал 134 млрд рублей. Летом этого года Межпромбанк попытался сдать в ЦБ два варианта отчетности: сначала записав кредиты в просроченные, потом – вернув их в категорию нормальных.
По информации Меликьяна, остальные средства уходили на иные цели. По сведениям регулятора, часть средств ушла на кредит кипрской компании-нерезиденту, через которую они попали одному из французских производителей самолетов. Из СМИ Банк России узнал, что самолет, произведенный этой компанией, используется бенефициаром МПБ.
«Интерфакс», также со ссылкой на Меликьяна, сообщает, что ЦБ высоко оценивает возможность возвращения средств, выданных Межпромбанку в виде беззалоговых кредитов, которые позже были переведены в разряд обеспеченных.
По мнению Меликьяна, у владельцев банка есть имущество, достаточное, чтобы вернуть долги его кредиторам.