Обострившиеся в последнее время отношения Москвы и Минска рискуют преодолеть точку невозврата. Во вторник масла в огонь подлил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, к слову, уже засветившийся в заочных спорах с белорусскими властями.
При подготовке наших совместных проектов мы испытываем некое давление о необходимости дополнительно со стороны России выдавать деньги
«Я тоже согласен, что у нас российско-белорусские отношения зашли в тупик – я был среди тех людей, которые об этом сказали раньше всех», – заявил чиновник на брифинге в Москве.
По словам Кудрина, власти Белоруссии постоянно требовали от России экономическую помощь в обмен на сотрудничество. «При подготовке ключевых моментов нашего Союзного государства, наших совместных проектов мы испытываем некое давление о необходимости дополнительно со стороны России выдавать деньги или снижать цены на наши энергоносители, предоставлять кредиты. Этот список запросов очень большой», – подчеркнул он.
В пример министр привел проект введения единой валюты, который был почти готов, но не был утвержден, в том числе, и из-за того, что Минск потребовал предоставить ему безвозмездно дополнительные гранты. Проще говоря, речь зашла о «безвозмездных средствах, которые должны быть переданы Белоруссии как некое сопровождение этого проекта».
«Это не единственный проект, который затормозился и не был реализован. Я называл всегда вопросы, связанные с кредитоспособностью и внешними долгами, как вопросы уже критические», – сказал вице-премьер, слова которого приводит «Интерфакс». В мае прошлого года во время поездки в Минск Кудрин высказал сомнения в платежеспособности Белоруссии и заявил, что Россия не выдаст Белоруссии транш кредита в размере 500 млн долларов до тех пор, пока Минск не предпримет шаги по стабилизации экономики. От кредита в российских рублях Белоруссия тогда отказалась.
В заочную полемику с Кудриным не раз вступал президент Белоруссии Александр Лукашенко, доходя до того, что сравнивал российского министра с «вякающими отморозками».
Впрочем, в этом году Москва подобных вольностей терпеть не стала. Кремль жестко отреагировал на оскорбительные высказывания Лукашенко по поводу тандема Медведев-Путин.
Президент России Дмитрий Медведев заявил, что Лукашенко использует антироссийскую риторику для того, чтобы переизбраться на очередной срок.
По мнению Кудрина, несмотря на все проблемы, Россия должна строить свои взаимоотношения (с Белоруссией – прим.) «в рамках выработанных принципов и международных соглашений, не должна их нарушать». «Я думаю, что мы должны строить отношения на деловой основе, искать взаимовыгоду в совместных проектах, решениях и в рамках союзного государства», – сказал министр.
Искать «взаимоприемлемые решения» Кудрин предлагает, в том числе, в рамках очередного заседания Совмина союзного государства. «Когда нет согласия с одной стороны, решения, по-видимому, не будут приниматься. Когда будет достигнуто (согласие) с обоих сторон, значит решение будет достигаться и работать в интересах наших двух стран», – заключил он.
По мнению экспертов, проблема не в том, что Белоруссия торгуется с Россией, а в том, что сама Россия до сих пор не определилась, чего же она хочет от Белоруссии.
«Вся риторика в отношениях России и Белоруссии в последнее время напоминает склоку на коммунальной кухне, – говорит гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Шустерняк. – В ней слишком много эмоций, слишком много личных приязней либо антипатий и слишком мало конструктива. В такого рода отношениях контрпродуктивная позиция – упрекать партнера в чем-либо. Надо посмотреть, а все ли мы делаем правильно».
По его словам, у Москвы нет четко выстроенной позиции в отношении Минска.
Вопрос в том, чего же Россия хотела бы от Белоруссии: равноправного партнера, интеграции или, может быть, возможности диктовать свои условия? «Мы слишком заняты нашими внутренними проблемами, ценами на газ и на нефть», – считает Шустерняк.
Белоруссия в этом отношении, убежден эксперт, более конструктивна. Изначально она хотела от России дружбы (в 90-е годы идея Союзного государства в той или иной форме была очень популярна в Белоруссии), сейчас хочет энергоносителей по доступным ценам и доступ на российский рынок
«Минск не верит ни во что иное и не ждет ничего хорошего. Пока мы не поменяем свою позицию, и нам рассчитывать не на что», – отметил эксперт.
«До тех пор пока у России не появится четко выстроенная и, может быть, даже озвученная позиция в отношении того, какими она видит взаимоотношения с Белоруссией, скажем, в десятилетней перспективе, как со страной, как с братским народом, как с экономическим партнером, разговоры дальше будут продолжаться в духе «коммунальной кухни», – резюмировал он.