«В полтора раза увеличить»
Если в России спрос на газ еще можно как-то предсказать, то в отношении европейских потребителей уровень этого спроса непредсказуем
Россия намерена почти в полтора раза увеличить объемы добычи газа. Об этом заявил премьер-министр Владимир Путин в понедельник. В Новом Уренгое глава правительства провел совещание, посвященное проекту Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года.
«Наши производители должны удовлетворить растущие потребности в газе, гарантировать устойчивое снабжение российских потребителей, сохранить и расширить свое присутствие на мировых рынках энергоносителей, – начал премьер. – Для этого предстоит нарастить объемы добычи газа – с нынешних 650 млрд кубометров до 1 трлн кубометров в год».
Путин уточнил, что речь идет о том, чтобы «практически в полтора раза увеличить добычу», добавив, что «все возможности для этого у нас есть».
Пока Россия в основном добывает и поставляет на рынок сырье. Этим она будет заниматься и дальше, сказал премьер, то есть обеспечивать потребности и внутреннего, и внешнего рынков.
«Но стратегическая перспектива отрасли все же в другом: в диверсификации и освоении выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью», – приводит его слова «Интерфакс». Путин подчеркнул, что отечественные газовые компании должны занять перспективные ниши в энергетике, расширить выпуск современных материалов.
Газа хватит на всех
Намерение России увеличить объемы добычи газа на 350 млрд кубометров отраслевые аналитики рассматривают как задачу выполнимую, но только при условии стабильного финансирования новых проектов и столь же стабильного спроса на газ.
«С точки зрения запасов здесь вопросов не стоит и производство нарастить возможно, – отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. – Даже не развивая новые проекты, Газпром может органически нарастить производство». Но, безусловно, большая часть этого прироста будет за счет реализации новых проектов, подчеркивает он.
«После 2010 года центр добычи газа в стране перенесется на полуостров Ямал, шельф Баренцева моря, в акватории Обской и Тазовской губ, в Восточную Сибирь и на Дальний Восток», – уточняет старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
Основной вопрос в финансировании. По словам Юминова, проекты очень сложные и с технической точки зрения, и с точки зрения отсутствия какой-либо инфраструктуры.
«То, что показывает Новатэк, его инвестиции в проект «Ямал СПГ», то, что планируется по шельфу Баренцева моря, – это все очень тонкие с точки зрения инвестиций проекты, – поясняет эксперт. – Это сложные природные условия, соответственно, тут нужны особые технологии. А, кроме того, нужна инфраструктура, банально труба, газоперекачивающие станции и прочее. Если там же будут строить газоперерабатывающие заводы, это дополнительно огромные инвестиции».
Деньги «пойдут» при условии «устойчивого налогового климата», говорит аналитик. «Скажем так, нужен облегченный вариант по сравнению с классическими месторождениями Западной Сибири».
К слову, о налоговых льготах сегодня же говорил и глава Газпрома Алексей Миллер. «По вопросу об освобождении добытого газа на Ямале то, что касается месторождений Восточной Сибири и шельфа, целесообразно – как обнуление НДПИ, так и снижение экспортных пошлин на газ в этих регионах», – считает топ-менеджер.
Юминов полагает, что правительство готово пойти и на то, и на другое.
Предложение ждет спроса
Впрочем, налоговые льготы – это лишь одно из условий, при которых Россия способна нарастить добычу газа до триллиона кубометров.
«План Путина» можно рассматривать только как ориентир, считает Юминов. В данном случае производство должно обеспечиваться спросом. «Если в России спрос на газ еще можно как-то предсказать (просто потому, что многое зависит от государства), то в отношении европейских потребителей уровень этого спроса непредсказуем», – говорит аналитик.
К примеру, сегодня спотовые цены на газ ниже, чем контрактные цены Газпрома, а потому доля Газпрома на рынке Европы стабильно сокращается.
Марков напоминает, что в первом квартале 2010 года цены на газ для европейских потребителей упали по сравнению с докризисным годом с 407 до 287 долларов за 1 тыс. кубометров. «В случае дальнейшего падения цен на газ могут возникнуть проблемы с финансированием новых проектов», – говорит он.
По словам Юминова, позиции Газпрома помимо сланца может подпортить дешевый СПГ с Ближнего Востока. «Сложно сказать, сможет ли Россия переориентировать потоки на Китай», – отмечает он.
В Минэнерго в этом не сомневаются. По крайней мере, как заявил в понедельник глава ведомства Сергей Шматко, «Китай примет любое количество газа, которое мы сможем туда поставить».
Россия возлагает на восточное направление большие надежды, однако в Китае доля газа в энергобалансе страны составляет около 4%, комментирует Марков. Поэтому Китай не сильно заинтересован в российском газе, если только по низкой цене, уверен он.
Эксперты делают вывод, что существенный рост добычи газа предполагает существенные инвестиции, что, в свою очередь, требует налоговых льгот, стабильного спроса на газ и восстановления цен на голубое топливо.