Россия и Белоруссия продолжают переговоры о поставках нефти, начавшиеся еще в конце прошлого года, однако, несмотря на все усилия, стороны к компромиссу так и не пришли. Минск увидел в подходе России к торговле нефтью угрозу Таможенному союзу.
Одна тонна переработанной нефти в Белоруссии на 8,5 долларов выгоднее, чем переработанная в России
Торг уместен
«Вывод торговли нефтью за пределы конфигурации Таможенного союза создает опасный прецедент. За этим может последовать желание аналогичным образом поступить с газом, электроэнергией, а возможно, и с другими, уже не сырьевыми товарами», – заявил накануне представитель органов госуправления Белоруссии, близкий к белорусско-российским нефтяным переговорам.
Итогом такой политики исключений товарных групп, считает он, станет «деформация и ущербность» Таможенного союза (ТС).
Он подчеркнул, что разные цены на сырьевые ресурсы противоречат основополагающим принципам создаваемого Единого экономического пространства (ЕЭП) и приведут к разной себестоимости производимой продукции и, соответственно, разной конкурентоспособности российских и белорусских товаров на общем рынке.
«Новые подходы Российской Федерации к условиям торговли нефтью с Белоруссией в 2010 году, обозначенные российской стороной незадолго до Нового года, серьезно подрывают согласованную конструкцию Таможенного союза «тройки», – приводит его слова «Интерфакс».
«В таком союзе Белоруссия для себя перспективы не видит. Если у кого-то были иллюзии, что можно построить ТС и ЕЭП, где партнеры по интеграции будут поставлены в неравные условия, то о таких намерениях сразу надо было сказать, не надо было бы весь этот огород городить», – добавил собеседник агентства.
Смысл Таможенного союза
Стоит пояснить, что базовый договор о создании Таможенного союза запрещает его участникам устанавливать во взаимной торговле таможенные пошлины.
В этом смысле позиция Минска оправдана. Как отмечают белорусские переговорщики, раз уж две страны являются членами Таможенного союза, то и договоры должны быть соответствующими. Ведь что мешает Москве поступить точно так же с поставками других сырьевых товаров или газа? И если Россия не хочет идти на уступки, то Белоруссия не видит смысла дольше задерживаться в Таможенном союзе.
С другой стороны, понятна и позиция России.
С нового года, напомним, закончилось действие старого договора по поставкам российской нефти в Белоруссию. Это значит, что цена российского сырья для Белоруссии будет включать стоимость 100-процентной экспортной пошлины на нефть.
Еще в декабре Москва предложила Минску беспошлинно ввозить нефть, правда, только для «личных целей». Объем внутреннего потребления Белоруссии оценивается в 6 млн тонн черного золота в год. На эту нефть пошлины действовать не будут, обещал ранее вице-премьер РФ Игорь Сечин.
Новые подходы России к условиям торговли нефтью с Белоруссией серьезно подрывают согласованную конструкцию Таможенного союза «тройки
Однако, как оказалось, белорусов такой вариант не устроил. И вот почему.
Дорогое удовольствие
Практика беспошлинных поставок нефти в Белоруссию началась еще в 90-е годы, из-за чего российский бюджет начал нести потери «на весь объем таможенных пошлин». В числе проигравших оказались и российские нефтеперерабатывающие предприятия.
Дело в том, что одна тонна переработанной нефти в Белоруссии на 8,5 долларов выгоднее, чем переработанная в России, в том числе за счет применения таможенных льгот. В итоге белорусы могли покупать в России «дешевую» нефть и продавать ее на Запад.
В середине 90-х годов было решено, что Белоруссия должна хоть как-то восполнить выпадающие доходы российского бюджета. Итогом стало подписание двустороннего соглашения об условиях поставки нефти и разделе экспортной пошлины и экспорте нефтепродуктов.
В результате в 1995 году РФ получила в виде компенсаций 6,8 млн долларов, за 10 месяцев 1996 года – 1,7 млн долларов. Зато с 1997-го по 2001 год Россия вообще не получала никакой компенсации, а затем белорусская сторона денонсировала это соглашение в одностороннем порядке.
Однако вопрос о том, чтобы отменить все льготы по поставкам российской нефти в Белоруссию, встал только в 2006 году. В результате переговоров в качестве меры по плавному переходу к такому режиму был введен институт понижающего коэффициента. В 2009 году он составил, по словам Сечина, 0,356 к таможенным сборам и платежам.
Спор не окончен
Заметим, что предложение РФ беспошлинно ввозить нефть для покрытия 100% внутренней потребности Белоруссии дорого обойдется федеральному бюджету.
«В случае беспошлинных поставок нефти для внутреннего потребления Белоруссии на уровне 6 млн тонн наша казна может недосчитаться около 1,6 млрд долларов при действующей ставке экспортной пошлины», – заявил газете ВЗГЛЯД аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков.
«Однако эта цифра очень условна. Нужно как минимум учитывать политические и другие экономические договоренности Москвы и Минска, в том числе дополнительные доходы от введения 100-процентной экспортной пошлины на остальные объемы поставок», – резюмировал аналитик.
Впрочем, еще неясно, по каким в итоге принципам РФ будет торговать нефтью со своим соседом. Пока что государства на уступки идти не хотят. Российская сторона заявила об отсутствии у белорусских переговорщиков достаточных полномочий, белорусская – о давлении на свою делегацию в ходе переговоров. Чем закончится это противостояние – остается только гадать.