Председатель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин считает, что на фоне серьезных опасений предпринимателей за инвестиции в России нужно модернизировать положения Уголовного кодекса о преступлениях в сфере экономики.
У иностранных инвесторов в нашей стране по-прежнему вызывает страх вероятность того, что у них незаконно отнимут активы
О реформе уголовного преследования за экономические преступления Бастрыкин рассказал в интервью «Российской газете».
Глава СКП сослался на данные компании PricewaterhouseCoopers, согласно которым от экономических преступлений в России прямо или косвенно пострадали в ушедшем году порядка 71% всех имеющихся у нас компаний. «Это хуже, чем в предыдущий год, на 12%. И на 30% больше, чем в странах Центральной и Восточной Европы», − заметил Бастрыкин.
По его словам, у иностранных инвесторов в нашей стране по-прежнему вызывает страх вероятность того, что у них незаконно отнимут активы. «Об этом заявили 64% опрошенных иностранных инвесторов, а 48% опасаются коррупции», − привел глава СКП данные обзора.
Модернизация экономики – это еще далеко не все, что нужно для создания в России привлекательного инвестиционного климата. Важный момент, считает Бастрыкин, − совершенствование уголовного законодательства.
По его словам, в 2010 году запланирована разработка концепции модернизации уголовной политики в сфере экономики. «На основе этой концепции мы подготовим конкретные предложения по совершенствованию уголовного законодательства», − сказал Бастрыкин.
Концепция, отметил он, могла бы включать несколько принципиальных положений. В частности, по убеждению главы СКП, «надо определить круг преступлений, которые в современных условиях утратили прежнюю общественную опасность».
«Их надо отнести к разряду небольшой тяжести, где штраф будет основной мерой наказания. А те, которые утратили общественную опасность, вообще перенести из Уголовного в Административный кодекс», − пояснил Бастрыкин.
Вместе с тем «необходимо выявить опасные, но еще не криминализированные, как мы говорим, деяния в различных отраслях и институтах экономики».
«В том числе на финансовом рынке, в корпоративном управлении, в использовании инсайдерской информации, в антимонопольной политике, в банковской деятельности, во внешнеэкономической деятельности, особенно там, где речь идет об использовании компаний, зарегистрированных в офшорах, мягко скажем, «с низким уровнем прозрачности», − рассказал Бастрыкин.
Большинство статей УК об экономических преступлениях не отвечают сегодняшним реалиям.
«Именно пробелы в законе оставляют большой простор для нарушений или просто субъективного усмотрения того, кто применяет этот закон», − уверен глава СКП.
Для совершенствования правоохранительной системы, направленной на борьбу с преступлениями экономической направленности, следует создать единое ведомство при правительстве РФ, например, на базе Федеральной службы по финансовому мониторингу, либо ряд специализированных подразделений при соответствующих министерствах и ведомствах, считает он.
В качестве примера Бастрыкин привел США, где раскрытием экономических преступлений занимается не полиция, которая специализируется на общеуголовных преступлениях, а отдельные ведомства, входящие в состав министерства финансов.