Представители американского автогиганта General Motors вынуждают немецкое правительство надавить на Magna International Inc, чтобы она приобрела немецкого производителя автомобилей Opel без участия российских Сбербанка и ГАЗа. Об этом стало известно влиятельному немецкому журналу Spiegel. Правда, издание не назвало источника этой информации. Между тем Берлин отказался удовлетворить это требование, сославшись на обещания, данные президенту России Дмитрию Медведеву.
Российский премьер Владимир Путин неоднократно повторял, что правительство поддерживает предложение Magna и Сбербанка, надеясь, что эта сделка оживит отечественное автомобилестроение
Компания GM анонсировала сделку с Magna и Сбербанком еще в мае, то есть тогда, когда отчаянно пыталась избежать банкротства. Казалось, вопрос о продаже одного из крупнейших европейских автопроизводителей уже решен окончательно.
Премьер Владимир Путин неоднократно повторял, что российское правительство поддерживает предложение Magna и Сбербанка, надеясь, что эта сделка оживит отечественное автомобилестроение. В свою очередь федеральный канцлер Ангела Меркель также неоднократно публично поддерживала данную заявку: во-первых, потому что консорциум обещает сохранить максимум рабочих мест на немецких заводах, а во-вторых, Меркель не видит никакой угрозы в том, что российская экономика будет диверсифицироваться, получив доступ к западным технологиям автомобилестроения.
Однако сейчас, удачно разобравшись с текущими проблемами, расположенный в Детройте автогигант затягивает уже согласованную сделку. GM неоднократно давала понять, что хотела бы продать Opel базирующейся в Брюсселе инвесторской структуре RHJ International SA, никогда ранее не замеченной в интересе к автопромышленности. Главное преимущество заявки RHJ – готовность уступить GM акции обратно через несколько лет, когда кризис закончится. В прессе высказывалось даже предположение, что если переговоры зайдут в тупик, то американцы вообще откажутся от самой идеи продажи Opel.
«Создается впечатление, что GM ищет другую альтернативу», – заявил американский эксперт Ян Свейнар.
Объективно ГАЗ, до сих пор производящий седан «Волга», на годы отстает от технологий GM и многих других западных автопроизводителей. Поэтому в GM уверены, что, попади Opel в собственность ГАЗа, GM получит сильнейшего конкурента на российском – втором по численности в Европе – автомобильном рынке.
Однако ряд аналитиков считают, что страхи GM слишком преувеличены, потому что ГАЗу предстоит проделать очень длинный путь, чтобы составить конкуренцию западным производителям.
ГАЗ уже пытался повысить качество своей продукции за счет скупки устаревших западных технологий. В 2006 году он приобрел у Chrysler целую фабрику по производству старых версий седанов Sebring и Dodge Stratus, чтобы создать на их основе Volga Siber. Однако эта машина пока продается очень вяло.
Еще одной причиной, которая не позволит России воспользоваться новыми технологиями, по мнению зарубежных экспертов, является то, что ни у ГАЗа, ни у Сбербанка, ни у правительства нет капитала для инвестирования в новые автозаводы.
Что касается технологий, согласно требованиям немецкой стороны Opel прекратит платить GM за использование технологий, если немецкий производитель машин разорится на частных займах, а до этого GM будет обязана передавать новые технологии Opel. Об этой формуле Associated Press рассказал источник, близкий к переговорам между немецким правительством и американским автогигантом.
Между тем GM и Magna разработали сделку, которая защищает нынешние технологии американцев, но совет директоров GM опасается, что будущие технологии будут утеряны, если Opel все-таки разорится.
В свою очередь американское правительство, которому принадлежит 60,8% акций GM и которое помогло концерну 50 млрд долларов, не комментирует перспективу попадания новых автотехнологий в Россию.