Экономика

21 декабря 2009, 15:38

Российское судостроение ушло на дно

Фото: ИТАР-ТАСС

Строительство гражданских судов в России обходится почти на четверть дороже, чем за рубежом. Об этом в понедельник на заседании Морской коллегии сообщил Сергей Иванов. Эксперты с вице-премьером России согласны и видят корни проблем в технологической отсталости, драконовских налогах и таможенных пошлинах. Чтобы повысить конкурентоспособность российского кораблестроения, отрасли придется по полной занимать, причем не только деньги, но и технологии.

Нерадостная картина

Стоимость строительства гражданских судов в РФ почти на четверть выше, чем за рубежом. Столь нерадостную статистику сообщил в понедельник на заседании Морской коллегии вице-премьер России Сергей Иванов.

Строить суда на российских верфях экономически невыгодно. Это факт

«Могу сказать, что строить суда на российских верфях экономически невыгодно. Это факт», – заметил он. На этом, впрочем, по словам госчиновника, «беды» отечественного судостроения не кончаются.

«Если к этому добавить еще информацию о состоянии основных фондов, которая все еще не соответствует требованиям по производительности, энерго- и ресурсосбережению, а также надежности, то картина получается далеко не радужной», – цитирует Иванова «Интерфакс».

Кроме того, по словам вице-премьера, сегодня стремительно падает и конкурентоспособность российского кораблестроения на мировых рынках, а общий уровень технологий и организации работ существенно отстает по сравнению с передовыми зарубежными предприятиями. Особенно эта проблема актуальна на Дальнем Востоке, добавил Иванов, имея в виду конкуренцию с верфями Китая и Южной Кореи.

Судостроение ушло под воду

Отраслевые эксперты слова Иванова поддерживают целиком и полностью – по их мнению, отечественное судостроение переживает системный кризис. Средний возраст судов под российским флагом достиг 20 лет – больше такого старого флота нет ни у одной из развитых или развивающихся стран мира.

По словам эксперта Российского судостроительного центра Эдуарда Медника, характерными особенностями отечественного судостроения можно назвать высокую наукоемкость, длительность разработки и постройки кораблей, а также высокую капиталоемкость производства.

Высокие налоги: НДС, таможенные пошлины и так далее – повышают стоимость судов на 25%

Подобное нерадостное положение дел поневоле вызывает вопрос: почему российские суда стоят дороже аналогичных европейских? Ведь стоимость труда у нас значительно ниже, чем на верфях Франции и Германии.

По словам Сергея Иванова, это связано с нормативно-правовыми коллизиями, которые не позволяют создать для российских судостроителей финансово-экономические условия, сопоставимые с теми, которые существуют за рубежом. «Прежде всего, это касается таможенных и налоговых тарифов», – сказал вице-премьер.

Полный провал

Эксперты и в этом согласны с госчиновником. «К примеру, в отечественном судостроении применяется стальной лист размером 8x2 метра, тогда как на зарубежных верфях размер листа 12x4 метра, – рассказывает Эдуард Медник. – К тому же отечественные верфи используют краны грузоподъемностью менее 100 тонн, в отличие от обычных за рубежом 500-тонников. В результате у нас утраивается число сварных швов, а внедрение технологий крупноблочного строительства судов становится невозможным».

Впрочем, как отмечают эксперты, дело не только в технологической отсталости. В бедственном положении российского судостроения во многом виноваты неразвитая банковская система и высокие налоги. Весь мир строит суда в кредит, который составляет 80% от цены судна с рассрочкой платежа на 10–12 лет под 5–6% годовых.

«В России же возможно привлечение кредита не более чем на 5–7 лет по ставке не ниже 10–12% годовых в размере до 60% стоимости судна, – объясняет Эдуард Медник. – Такой срок кредита недостаточен для окупаемости судна, а его стоимость и отсутствие налоговых льгот делают проект нерентабельным».

В самом деле, высокие налоги (НДС, таможенные пошлины и т. д.) повышают стоимость российских судов на 25% по сравнению с западными. Высокие налоги заставляют отечественные компании регистрировать суда на дочерние компании в оффшорах, где либо нет таких налогов, либо они не очень большие.

В результате в России из-за неблагоприятного режима налогообложения невыгодно ни строить флот для внутренних нужд, ни размещать экспортные заказы полного цикла. Почти все, что делается на наших верфях, – это корпуса судов, а их оснащение двигательными установками, оборудованием и приборами осуществляется на зарубежных верфях.

Игра стоит свеч

По мнению аналитиков, единственная возможность, которая позволит российскому судостроению начать снова развиваться, – это любыми средствами заимствовать передовые технологии. «Только заимствовать и никак по-другому, – говорит эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчинский. – Технологии и кадры были давно утеряны. Отрасль просто утонула. И теперь придется восполнить эту потерю. Других вариантов нет».

При этом даже строительство новых верфей не позволит России занять значимые позиции на мировом рынке контейнеровозов, балкеров, продуктовозов, химовозов, нефтетанкеров и газовозов. По словам Медника, для создания платформ для судов подобного класса россиянам придется ориентироваться на иностранных партнеров в плане покупки лицензий на новые технологии и предлагать им долевое участие.

Эксперты подчеркивают, что хотя на это и потребуются сотни миллионов долларов, однако овчинка стоит выделки. «Если России удастся переломить тенденцию строительства нашими грузоперевозчиками судов исключительно за границей с последующей постановкой под иностранный флаг, то за счет увеличения доли фрахта отечественных судов можно получать до 4,5 млрд долларов в год», – считает Медник.

Кроме того, возродить российское судостроение возможно также при условии, что отрасль получит от государства ряд налоговых преференций. К слову, в следующем году в России истекает срок действия «Основ политики в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», утвержденных президентом (в них сформулированы главные цели, принципы и приоритетные направления военно-морской деятельности страны). По мнению Иванова, Минобороны уже пора ускорить разработку новых «Основ» до 2020 года, «а может быть, и на более отдаленную перспективу».

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Эксперт рассказал о «клещах» для освобождения трех ключевых городов Донбасса
Темы дня

Россия взяла под контроль главную проблему в экономике

Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?

Россия совершила инженерное чудо в авиации

Глава Минтранса Андрей Никитин заявил, что Россия совершила инженерное чудо в обслуживании иностранных самолетов. С 2022 года наши лайнеры Airbus и Boeing остались без технического обслуживания и запчастей от оригинальных производителей. Однако Россия удержала безопасность и масштабы авиаперевозок в стране. Как ей это удалось?

Бойцы «Востока» показали захваченный штаб ВСУ в центре Гуляйполя

Китай построил грузовое судно с 60 вертикальными пусковыми установками

Ветеран ФСБ предупредил молодежь о мошеннических схемах

Новости

Стоимость золота достигла нового исторического максимума

На торгах в Нью-Йорке стоимость золота установила очередной рекорд, превысив 4561 доллар за тройскую унцию по февральскому фьючерсу.

Трамп заявил об ударе по «террористическим подонкам» в Нигерии

Американский лидер Дональд Трамп сообщил в соцсети True Social об атаке по боевикам ИГ (ИГИЛ, террористическая группировка, запрещенная в России) в Нигерии в качестве возмездия за их нападения на христиан.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

КПРФ призвала обеспечить рабочих и крестьян бесплатным Wi-Fi

Сенатор и член ЦК КПРФ Айрат Гибатдинов направил главе Минцифры Максуту Шадаевус письмо с предложением обеспечить бесплатный Wi-Fi в общественных местах по всей стране на фоне частых отключений мобильного интернета.

Китай построил самый длинный в мире тоннель под Тянь-Шанем

В северо-западном регионе Китая открыт для движения уникальный автотоннель через горы Тянь-Шань длиной 22,13 километра – самый длинный в мире.

Вышла новогодняя серия «Простоквашино» с Путиным

Президент России Владимир Путин стал персонажем новогоднего эпизода мультсериала, который вышел в онлайн-кинотеатре Okko и получил название «Настоящий Новый год».

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

ФСБ задержала в Ставрополе девушку за подготовку теракта против военных

В Ставрополе задержали 18-летнюю жительницу Краснодарского края, которая пыталась установить взрывное устройство у войсковой части под влиянием телефонных мошенников, сообщили в ФСБ.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

Погибших при взрыве в Москве полицейских решено похоронить с воинскими почестями

Церемония прощания с инспекторами отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Южному округу Ильей Климановым и Максимом Горбуновым прошла на территории управления внутренних дел по Южному административному округу столицы.

Захарова показала подарок Путина на день рождения

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выложила в Telegram-канале фото подарка, который вручил ей в день рождения президент страны Владимир Путин.

Маск: Брюссель уже перестал быть бельгийским

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал свежие демографические данные о Брюсселе, отметив, что столица Бельгии уже не бельгийская.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов