Продолжение банкета
АвтоВАЗ создаст две дочки, куда перейдут 15 тыс. работников завода. Об этом, как сообщает РИА «Новости», заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов.
Сейчас любые действия по уменьшению числа работников улучшат положение завода
По его словам, речь идет о компаниях «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформинг центр». В них будут трудоустраивать работников завода пенсионного и предпенсионного возраста, а также тех, кто временно решил его покинуть.
По словам Шувалова, на двух этих дочерних предприятиях будет создано до 15 тыс. новых рабочих мест. «Никто не будет уволен, – отметил Шувалов. – Мы исходим из того, что создаются новые рабочие места, и предлагаем людям воспользоваться новыми возможностями трудоустройства».
Тайна за семью печатями
Что конкретно будут производить «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформинг центр», чиновник не сообщил. Однако, как считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, вероятнее всего, новые компании будут заниматься подготовкой к модернизации мощностей. По его мнению, выведение за штат работников старшего возраста продиктовано социальными причинами. «При сокращении этих людей увольняют первыми – их переквалификация меньше окупается», – отмечает Лямин.
Другие опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты выдвигают еще более смелые версии. «Не факт, что сам Шувалов знает, чем будут заниматься эти компании: это похоже на демонстрацию заботы о работниках со стороны государства», – отмечает независимый автоэксперт Сергей Асланян. По его мнению, заводу это решение уже не поможет. «Он системно нежизнеспособен, там нужны огромные сокращения – 80–90% работников», – констатирует Асланян. Эксперт утверждает: в данной ситуации любому инвестору легче построить новый завод, чем модернизировать старый.
Наконец, сам Шувалов напустил еще больше туману, сообщив, что он не исключает развертывание в Тольятти... авиастроительного предприятия. «Есть возможность использовать квалифицированные рабочие кадры, которые были задействованы на волжском автозаводе, для создания новых предприятий, в том числе сопряженных с созданием самолетов, то есть авиастроением», – цитирует чиновника «Интерфакс».
Ликвидировать любой ценой
Впрочем, чем бы ни объяснялось желание Шувалова перевести с АвтоВАЗа на другую работу 15 тыс. человек, отраслевые аналитики отмечают, что это пойдет волжскому автогиганту во благо. «Сейчас любые действия по уменьшению числа работников улучшат положение завода», – отмечает Михаил Лямин.
Напомним, тема увольнений на находящемся в плачевном финансовом состоянии заводе была крайне актуальной всю осень. Так, в середине сентября глава завода Игорь Комаров подписал приказ о сокращении 5 тыс. сотрудников.
После этого появились слухи о готовящемся грандиозном увольнении – за воротами автогиганта предполагалось оставить 27,6 тыс. работников. Однако эти сообщения были опровергнуты властями, которые заявили, что увольнений больше не будет.
Убрать с баланса
По мнению источника газеты ВЗГЛЯД в правительстве РФ, рождение Шуваловым двух дочек и намерение перевести на них 15 тыс. человек – не более чем желание без социального взрыва в Тольятти кардинальным образом снизить количество рабочих завода.
«Когда это произойдет, новые предприятия просто будут выведены с баланса завода, станут самостоятельными АО, а там уже как кривая выведет, – уверен источник газеты ВЗГЛЯД. – Выживут в жесткой бизнес-среде – хорошо, не выплывут – ну что ж, с властей все взятки будут гладки». И, по мнению экспертов, у двух «дочек» АвтоВАЗа гораздо больше шансов претворить в жизнь второй вариант, чем первый.
«Я бы не доверил людям АвтоВАЗа что-то, что поднимается в воздух, – отмечает источник газеты ВЗГЛЯД. – При разработке самолетов и вертолетов нужна совершенно другая трудовая культура. А ее работникам АвтоВАЗа пенсионного и предпенсионного возраста привить вряд ли удастся».