Банковская маскировка
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила девять дел по признакам незаконного использования олимпийской символики в первом полугодии 2009 года, сообщает ведомство.
Прокуратура изъяла партию в 14 тыс. бутылок водки Sochi 2014 и отправила их на утилизацию
Наиболее крупный штраф − более 7 млн рублей − был наложен на УК «Банка Москвы». Она использовала в наименовании паевого инвестиционного фонда акций «Олимпийский проспект − Сочи-2014» название города и дату Игр четырехлетия, сообщил начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Николай Карташов.
Глобальный контрафакт
Всего же, по данным МВД России, за первые шесть месяцев 2009 года было возбуждено более 400 административных и 13 уголовных дел против лиц и компаний, незаконно выпускавших или продававших продукцию с символикой «Сочи-2014». Еще 15 дел возбудила Федеральная таможенная служба, и восемь – Федеральная антимонопольная служба.
Если перевести эти числа в количество контрафакта, то статистика получается еще более впечатляющей. Всего за первое полугодие 2009 года таможня выявила 130 тыс. единиц продукции с незаконно нанесенной олимпийской символикой.
При этом мошенники подделывают буквально все. В частности, сотрудники ростовской таможни конфисковали партию из 31,5 тыс. турецких носков с вышитыми олимпийскими кольцами и надписью «Сочи-2014» (заказчик был оштрафован на 10 тыс. рублей). В свою очередь, краснодарская компания САГ продавала водку, на этикетке которой была надпись Sochi 2014 и олимпийские кольца. Прокуратура изъяла у дистрибутора партию в 14 тыс. бутылок и вернула на Нижегородский завод для утилизации.
Прибыльный бизнес
Мошенники всех мастей неслучайно стараются ассоциировать свои товары с Олимпиадой. Мировая практика показывает: использование олимпийских символов в маркетинговой компании приносит колоссальный эффект. Так, по результатам исследования агентства Prism, около 70% европейцев лучше относятся к продуктам производителей, поддерживающих Олимпийские игры, чем к товарам не спонсирующих Игры конкурентов.
В свою очередь, согласно подсчетам Mediaedge:cia, по итогам спонсорства Adidas Олимпиады в Пекине узнаваемость этого бренда китайской аудиторией повысилась с 16% в апреле до 38% в августе 2008 года.
На страже Родины
В России защитой олимпийского бренда занимается Оргкомитет «Сочи-2014». Его деятельность сосредоточена на выявлении двух видов правонарушений: продажи продукции с нелегально нанесенной на нее олимпийской символикой и незаконной привязки Игр в Сочи к маркетинговой стратегии при продаже различных товаров и услуг.
Точную сумму ущерба, который нанесли Оргкомитету махинаторы обеих категорий, в ведомстве Дмитрия Чернышенко не называют. Однако, как сообщил газете ВЗГЛЯД источник в компании, оказывающей консалтинговые услуги «Сочи-2014», эта цифра с начала года уже составила не менее 2 млрд рублей.
Дорого и сердито
Как пояснили газете ВЗГЛЯД в Оргкомитете «Сочи-2014», для того чтобы стать легальным партнером Олимпиады, компания должна заключить с ним специальный договор. Существуют несколько уровней сотрудничества, самым доступным из которых можно назвать соглашение на поставку конкретного товара или услуги для проведения Олимпийских игр.
Официальную «цену вопроса» в Оргкомитете не называют. Однако, к примеру, для получения статуса официального поставщика порошка для стирки белья на Олимпиаде в Пекине китайская Guangzhou Liby Enterprise Group заплатила 5 млн долларов. И вряд ли в отношении Сочи-2014 цифра будет меньше.
Самый же дорогой уровень поддержки Олимпиады в Сочи − это получение статуса генерального спонсора Игр в определенной категории. Стоит подобное удовольствие от 100 млн долларов, и к настоящему моменту партнеров такого класса у Оргкомитета уже шесть. Ими стали «Роснефть», «Фольксваген Групп Рус», альянс «МегаФона» и «Ростелекома», Сбербанк, «Аэрофлот» и BoscoSport. В целом же, по расчетам Оргкомитета, привлечение восьми генеральных спонсоров с вкладами «весом» в $100−150 млн позволит ему собрать не менее $1,2 млрд.