Россия и Турция построят нефтеперерабатывающий завод в Джейхане. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил министр энергетики России Сергей Шматко.
Можно говорить о тактическом союзе между Россией и Турцией, в котором каждая страна решает свои проблемы
«Нас вдохновляет в переговорах с Турцией, что принят пакет документов (по нефтепроводу Самсун – Джейхан), мы хотим построить там НПЗ, чтобы торговать нефтепродуктами», – цитирует чиновника агентство.
Нефтепровод из черноморского порта Самсун в расположенный на берегу Средиземного моря Джейхан также называют Трансанатолийским. Его длина – 555 км, предполагается, что по нему можно будет перекачивать сырую нефть из России и Казахстана в обход проливов Босфор и Дарданеллы.
Как сообщалось ранее, со стороны России в проекте могут принять участие Роснефть и Транснефть.
Затраты на проект оцениваются в 2 млрд долларов, планируется, что трубопровод будет сдан в 2012 году.
Стоит заметить, что это далеко не единственный энергетический проект, который сейчас совместно реализовывают эти страны. Так, на днях премьер-министры России и Италии говорили о планах форсированного начала строительства газопровода «Южный поток» (который должен пройти из Новороссийска в Италию по дну Черного моря в том числе через экономическую зону Турции). В этом их поддержал турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган.
«Можно говорить о тактическом союзе между Россией и Турцией, в котором каждая страна решает свои проблемы», – уверен ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По его словам, для Турции участие России в Трансанатолийском проекте – еще одна возможность давления на Евросоюз.
Наша страна, считает Абзалов, таким образом оказывает давление на несговорчивых транзитеров в Южной и Восточной Европе. Ранее предлагалось решить проблему загруженности проливов с помощью нефтепровода по территории Болгарии и Греции (Бургас – Александруполис). Однако летом на парламентских выборах в Болгарии победила правая партия, которая засомневалась в эффективности проекта.
«У России нет мощностей по вывозу нефтепродуктов, в отличие от сырой нефти, поэтому строительство завода в Джейхане объяснимо», – отметил начальник аналитического отдела ИК «Атон» Вячеслав Буньков.
«Впрочем, в данном случае политические мотивы превалируют над экономическими», – добавляет Буньков.