Газпром пообещал возобновить поставки газа в Европу через Украину уже во вторник утром.
Все обязательства по нормальной и своевременной транспортировке газа должна выполнять страна-транзитер
Вроде бы все соответствующие соглашения подписаны. Украина сняла с необходимого документа нелепые поправки и оговорки. Владимир Путин заявил в телефонном разговоре с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу в понедельник, что транзит газа через Украину должен быть полным и безусловным.
«После того как система контроля заработает, Газпром начнет подачу газа в газотранспортную систему Украины с целью его полного и безусловного транзита европейским потребителям», – цитирует российского премьера РИА «Новости».
Скорее всего, вторничным утром газ в Европу действительно начнет поступать. Однако не факт, что через день или через неделю Газпром опять не закрутит вентиль.
Потому что остались неурегулированными несколько вопросов: по цене, по подписанию, наконец, полноценных контрактов. А самый больной вопрос – о том, кто должен предоставлять газ на технические нужды, так называемый технологический газ.
Примерно в то же время, когда Путин говорил по телефону с Баррозу, на тему технологического газа разговорилась премьер-министр Украины Юлия Тимошенко.
Она заявила, что Киев будет использовать для технологических нужд при транзите газа в Европу только российский газ, а не свой собственный, на чем настаивает Россия. При этом рассчитаться за российский технологический газ Тимошенко считает возможным только после подписания контрактов.
«Мы и в дальнейшем будем потреблять газ (технологический) из Российской Федерации. Рассчитаться мы за него можем тогда, когда будут подписаны контракты, а мы будем получать плату за транзит», – приводит ее слова «Интерфакс».
Что же такое этот технологический газ? Движение топлива по трубам обеспечивают компрессоры, но сами эти компрессоры тоже нуждаются в топливе. Топливо это берется из этого же самого газопровода. Газ, используемый для работы компрессоров, и называется технологическим.
На работу компрессоров уходит (или на это списывается) немало транзитного продукта. Сейчас речь идет примерно о 15% газа. Бывало, что доходило и до 30%. При этом невозможно проконтролировать, сколько на самом деле газа используется для работы техники: на расход газа влияют, например, погодные условия или техническое состояние компрессоров. Возле каждой станции контролера не поставишь. В цивилизованном мире известен только один способ поставить заслон воровству такого рода: заставить транзитера платить за сожженный газ. Тогда пусть сам у себя ворует.
На этом и настаивает Россия. Этого не хочет Тимошенко. Может быть, потому что таким неуклюжим образом она пытается опровергнуть обвинения в том, что действует по договоренности с Кремлем.
В любом случае, дело приобретает серьезный оборот. Поэтому российская сторона не исключает, что возобновление транзита газа в Европу может быть осложнено как раз требованиями Украины предоставить ей технологический газ.
Во время телефонной конференции пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что Россия платит Украине за транзит газа, эта цена должна была бы включать все расходы на его транспортировку, передает УНИАН.
Официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов пояснил журналистам, что «Нафтогаз Украины» обязан использовать на технологические нужды собственный газ либо купить его. «Мы уже неоднократно заявляли, что требование Украины предоставить ей бесплатно 21 млн кубометров газа в сутки для обеспечения транзита российского газа в Европу противоречит и здравому смыслу, и действующему транзитному контракту», – подчеркнул он.
Но в подготовленной украинской стороной декларации к протоколу по организации мониторинга транзита газа через Украину республика «требует от России бесплатно предоставить ей 21 млн куб газа ежедневно для обеспечения транзита», сообщил Куприянов. Это, утверждают в Газпроме, противоречит ранее достигнутым договоренностям. Как заявлял глава компании Алексей Миллер, «прописанная в украинском «дополнении» якобы существующая необходимость получать достаточно большие объемы газа для осуществления транзита – это попытка украинских властей легализовать воровство».
Транзит тех или иных товаров через территории третьих стран – дело обычное. Поставщик платит за транзит, но в эту сумму входят все расходы. В свое время Белоруссия пыталась последовать примеру украинцев и брать газ бесплатно на технужды. Но скоро сами белорусы от этого отказались.
Всегда и во всех странах все обязательства по «нормальной и своевременной транспортировке газа должна выполнять страна-транзитер», убежден аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков.
«За это Украина получает соответствующую плату», – напомнил он газете ВЗГЛЯД.
Согласно соглашению об урегулировании отношений в газовой сфере от 4 января 2006 года, на срок до 1 января 2011 года ставка платы за транзит составляет 1,60 доллара США за тысячу кубометров газа на 100 км расстояния.
Правда, о технологическом газе в соглашении не сказано (впрочем, это не означает, что об этом не говорится в других документах). В указанный тариф, по мнению Крюкова, входят и все расходы на транспортировку голубого топлива. «Это совершенно нормальная практика», – добавил аналитик.
Впрочем, украинская сторона так явно не считает. Не исключено, что Киев выдвинет новые аргументы в пользу того, чтобы не платить за российский газ, используемый для технологических нужд при транзите.
Надо учесть, что Россия по контрактам с западными покупателями газа обязана доставлять топливо до их границ. То есть Запад может выставлять претензии только к России. В контрактах же РФ с Украиной ни ВЗГЛЯДу, ни другим СМИ пока не удалось найти четко прописанного соглашения о том, кто и с кем должен рассчитываться за сжигаемый для работы компрессоров газ. Сколько его можно тратить, почем оценивать.
Вряд ли это упущение составителей договоров. Просто писали документы специалисты, привыкшие иметь дело с цивилизованными партнерами. А до сих пор прецедентов в мире не наблюдалось, когда вдруг транзитер начинает требовать еще, так сказать, овес лошади купить и ямщика новой фуражкой одарить, иначе, мол, не повезу.
Ситуация сложилась довольно запутанная. На чем и играет Киев, пытаясь затеять новый торг, теперь уже – вокруг технологического газа.
Может быть, потому Украина настаивает на ограничении полномочий европейских наблюдателей двумя месяцами, чтобы после опять спровоцировать отключение поставок, когда в Европе будет потеплее, а европейцы станут подобрее к детям «оранжевой революции».
А может, провокация случится и через неделю. В любом случае, очевидно, что невозможно Газпрому сидеть на такой «бомбе», которая может рвануть в любой момент.
Значит, следует ожидать новых раундов тяжелейших российско-украинских переговоров. А возможно, и новых отключений газа – не технологического, а самого что ни на есть транзитного.