В четверг в ИД «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция заместителя министра финансов России Сергей Шаталова. Предметом встречи с журналистами стала налоговая реформа.
НДС в минимальной степени влияет на развитие предприятий. Толчком к экономическому росту может стать снижение других налогов
В пятницу на пленарном заседании Госдума планирует рассмотреть около 18 законопроектов в третьем чтении. При этом существенные поправки будут вноситься именно в налоговое законодательство. Перед каникулами депутаты намерены поставить точку сразу в нескольких вопросах. Налоговые льготы должны получить нефтяники, малый бизнес и малоимущие граждане.
А вот решения, пожалуй, главного вопроса – будет ли снижен НДС – придется ждать до осени. До сих пор вопрос НДС остается камнем преткновения между Минфином с одной стороны и Минэкономразвития и бизнесом – с другой. По словам Сергея Шаталова, к августу будут разработаны основные пункты налоговой реформы, которые, в частности, касаются реформы НДС и ЕСН.
«Осенью, скорее всего, они будут представлены широкой общественности», – отметил он, пошутив при этом, в ответ на реплику ВЗГЛЯДа, что Минфину придется конкурировать с депутатами: кто раньше внесет предложения по НДС.
Свою позицию министерство не меняет. Снижение ставки до 12% приведет к тому, что выпадающие доходы бюджета составят 900 млрд рублей.
«Это много. Поэтому подобные решения должны быть согласованы с государственными обязательствами», – подчеркнул он. В настоящее время готовится пенсионная реформа, и бюджет просто не выдержит потерь от снижения НДС.
«Одна из задач государства – обеспечить достойные пенсии. Сейчас отношение пенсии к зарплате человека составляет всего 25%, то есть, выходя на пенсию, человек становится беднее в четыре раза», – пояснил Сергей Шаталов.
Он выразил уверенность в том, что снижение ставки налога на добавленную стоимость не приведет к снижению цен. Кроме того, «дополнительные налоговые преимущества получит импорт, а отечественное производство окажется в более трудной ситуации», добавил замминистра. Правда, вдаваться в подробности он при этом не стал.
В качестве последнего аргумента он привел цифру – 2% ВВП – ровно столько потеряет бюджет, если решение по НДС до 12% все-таки будет принято. Естественно, что государству придется сокращать какие-то другие расходы, заметил Шаталов.
«НДС в минимальной степени влияет на развитие предприятий. Толчком к экономическому росту может стать снижение других налогов», – добавил он.
Гораздо больше пользы, по его мнению, бизнесу принесет снижение налога на прибыль, как за счёт ставки, так и за счёт налоговой базы. А вот вопрос замены НДС налогом с продаж вообще недостоин обсуждения, считает Сергей Шаталов.
Если дискуссия в рамках обсуждения как НДС, так и других вариантов сокращения налоговой нагрузки будет завершена осенью этого года, соответствующие законодательные инициативы могут появиться уже в осеннюю сессию Госдумы. В эту же сессию может быть внесен законопроект об отмене НДС с продажи автомобилей на вторичном рынке.
А правительство осенью может обсудить возможность предоставления налоговых каникул по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти в Охотском и Черном морях, сообщил Сергей Шаталов.
Говоря о налогообложении в целом, он отметил, что налоговая нагрузка по итогам 2007 года относительно собираемости налогов к ВВП составила 35%. Это один из самых низких показателей в мире.