Вопросы защиты прав потребителей при предоставлении им кредитов обсуждались на круглом столе в Ассоциации российских банков (АРБ).
Роспотребнадзор хочет проверить, насколько полно банки предоставляют клиентам сведения об условиях кредитования
О проверках заявил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. По его словам, соответствующее поручение было направлено представительствам ведомства в регионах, а сами проверки пройдут в течение второго и третьего квартала 2008 года.
Однако в пресс-службе Роспотребнадзора газете ВЗГЛЯД пояснили, что данные проверки начались еще в марте. Видимо, этот факт просто не стали афишировать ни Роспотребнадзор, ни сами банки.
В сентябре ревизии завершатся и ведомство подготовит сводный отчет о том, как банки выполняют статью 10 закона РФ «О защите прав потребителей», регламентирующую порядок предоставления информации о товарах, работах и услугах. В результате будет обобщена практика применения указанной нормы.
Применительно к банкам требования статьи 10 означают, что они обязаны своевременно предоставлять потребителю полную и достоверную информацию о предлагаемых банковских продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе по кредитному договору, договору банковского вклада и т.д.
Иными словами, Роспотребнадзор хочет проверить, насколько полно коммерческие банки предоставляют клиентам сведения об условиях кредитования. По мнению ведомства, на стендах в отделениях банков должна размещаться информации о стоимости стандартных кредитных продуктов, размере переплаты и графиках платежей по ссудам. При этом сведения о потребительских кредитах необходимо предоставлять в наглядной доступной форме, «на основе визуального восприятия».
Исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам Андрей Емелин соглашается, что человек, приходя в банк, должен быть полностью проинформирован с условиями предоставления кредитов как в наглядной и доступной форме, так и в процессе консультации с банковским работником.
Необходимо обеспечить достоверную информацию о том, какова будет окончательная сумма выплат по кредиту, каков график платежей, считает он.
Российские банки постоянно находятся под пристальным вниманием, продолжил Андрей Емелин. С одной стороны, они должны исполнять требования ЦБ, с другой – Федеральной антимонопольной службы, с третьей – Роспотребнадзора. Складывается впечатление, что очередная ревизия одного из ведомств – это своеобразная проверка на прочность.
Как писала газета ВЗГЛЯД, с 12 июня кредитные организации обязаны называть заемщикам полную сумму, в которую обойдется им пользование кредитом. Однако на деле вышло, что это не так просто. Банки оказались не готовы раскрывать заемщикам полную стоимость кредита.
Ссылаясь на технические причины, Ассоциация российских банков в конце июня обратилась в Центробанк с просьбой отсрочить на три месяца применение санкций к банкам за невыполнение этого требования.
Андрей Емелин рассказал газете ВЗГЛЯД, что отсрочка так и не была дана. ЦБ сделал проще: он унифицировал требования к программному обеспечению, и таким образом технические причины отпали сами собой.
Кстати, предупреждая о проверках, Роспотребнадзор обещал сделать послабление банкам, выдающим карточные кредиты и ипотечные кредиты с плавающей процентной ставкой, поскольку заранее составить график платежей по таким продуктам невозможно.
Банкиры опасаются, что одним контролем за информированием заемщиков ведомство Геннадия Онищенко не ограничится и проверит банки на наличие дополнительных комиссий, в том числе за ведение ссудного счета, пишет в среду «Коммерсантъ».
И, видимо, не без причины. Олег Прусаков озвучил принципиальную позицию Роспотребнадзора о незаконности взимания таких платежей с клиентов. Ранее ведомство боролось с дополнительными комиссиями в индивидуальном порядке. Полностью пришлось отменить комиссии «Русскому стандарту» и частично «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
По словам Андрея Емелина, речь здесь идет не о любых комиссиях, а только о взимании дополнительных платежей за дополнительные услуги. «А может быть, клиенту банка эти услуги не нужны? Это уже называется навязывание», – говорит он.
Однако основная цель проверок Роспотребнадзора не уличить и наказать «злостных» нарушителей, а обобщить практику, резюмирует Андрей Емелин.