Местом очередной встречи участников и гостей клуба стала «Полянка Холл», а темой – «Экономический кризис. Риск развития и пути преодоления».
После шестилетнего удвоения ипотечного кредитования мы доросли до 1,9% объема ипотечных кредитов к ВВП. В Эстонии и Латвии этот показатель достигает 30%
Стоящие перед страной задачи можно свести к относительно простому решению: минимизировать последствия последнего кризиса и выйти из него с новыми технологическими и продуктовыми решениями.
Главный редактор журнала «Эксперт» Фадеев сразу призвал участников заседания не драматизировать ситуацию, а «отнестись к кризису технически», хотя «заклинания, что России ничего не грозит» уже не звучат сегодня столь ободряюще.
«Успешному российскому бизнесу несложно почувствовать влияние этого кризиса», – отметила шеф-редактор медиахолдинга «Эксперт» Татьяна Гурова. Это и резкое падение темпов роста традиционно успешно развивающихся отраслей, и инфляция (до 19% годовых), и такие «симптоматичные вещи», как, например, конец РАО «ЕЭС». Причем здесь реформа Чубайса, расписанная поминутно и начатая задолго до падения цен на недвижимость в Штатах, «проколовших» пузырь ипотечных спекуляций, госпожа Гурова не пояснила.
По ее словам, нынешний мировой кризис отличает две принципиальные особенности. Во-первых, он является логическим завершением десятилетия роста. Вторая особенность заключается в том, что этот структурный кризис мы переживаем вместе со всем миром.
Для того чтобы России успешно «перестроиться» и пережить его, необходимо обратить особое внимание на модернизацию экономики, а также на изменение принципов российской финансовой системы. Например, прекратить столь рьяно бороться с инфляцией, так как «инфляционный пик пройден». В этих условиях, будет лучше контролировать девальвацию рубля, считает Гурова.
Тему инфляции продолжил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Говоря о действиях денежных властей, он подчеркнул: «Большего абсурда не придумаешь».
Вместо того чтобы бороться с инфляцией путем сокращения инвестиций в государственные программы, в стране пытаются урезать объемы кредитования. По словам Тосуняна, результатом может стать новый всплеск инфляции в России.
«Мы пытаемся бороться с инфляцией за счет сокращения ресурсов, находящихся в кредитном обороте. Мы утверждаем, что так мы погасим инфляцию. Но если мы сокращаем объем кредитных ресурсов, то делаем их искусственно дорогими. Этот рост и приводит к инфляционным последствиям. Поэтому бороться с инфляцией надо за счет сокращения «щедрости» государственных источников, которые тратят деньги на различные программы», – сказал Тосунян, добавив при этом, что в данном случае не имеет в виду сокращение социальных дотаций.
Борясь с кредитным рынком путем сокращения денежной массы в кредитном обороте, российские власти провоцируют инфляционный всплеск и усугубляют перспективу стагнации, считает Гарегин Тосунян.
«Нам необходимо больше вкладывать в российскую инфраструктуру, но мы пугаем себя ипотечным кризисом в Америке. И это при том, что после шестилетнего удвоения ипотечного кредитования мы доросли до 1,9% объема ипотечных кредитов к ВВП. В Эстонии и Латвии этот показатель достигает 30%», – заявил Тосунян.
Причины возникновения инфляции в России и США разные, а значит и методы борьбы с ней должны отличаться, добавил он.
По мнению многих участников заседания, слишком опасаться последствий мирового кризиса России не стоит. Как отметил замдиректора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Иосиф Дискин, он затронет нашу экономику «очень инструментарно», но надо суметь максимально извлечь из него все для нас выгодное.
Однако внешние факторы могут обострить «традиционно» российские проблемы. И списывать со счетов это нельзя.
«Мы стоим на пороге нашего собственного кризиса – кризиса потребительской бюрократии. У нас нет ни одного технопарка, нет реальных концессий, нет нормальных дорог, у нас нет политической воли принимать решения, благодаря которым люди станут богаче, а значит, мы не используем преимущества начавшегося экономического кризиса», – сказал президент фонда законодательных инициатив Григорий Томчин.
Схожую точку зрения высказал и глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский, по мнению которого государство должно сменить модель развития.
Вполне возможно, свою роль в этом сыграет стратегия развития страны до 2020 года. Главное, чтобы задачи, обозначенные в документе, были реализованы. А ресурсы у отечественного бизнеса есть, отметила Татьяна Гурова. «И если нам сейчас удастся использовать имеющие возможности, в том числе предоставляемые кризисом, то в 2010 году возможен экономический подъем», – резюмировала она.