МВФ растерял свой непререкаемый авторитет после мирового кризиса 1997 года, который больнее ударил как раз по тем странам, которые строго выполняли рекомендации Фонда. В их числе была и Россия. Россию МВФ хвалил за исполнительность, и Россия пережила август 98-го.
Поправки в бюджет 2008 года предусматривают рост расходов на 287,8 млрд рублей, но непосредственно увеличение расходов составит 120,4 млрд рублей
В последние 8 лет рекомендации миссий МВФ в стране принимались во внимание, но перестали являться неукоснительным планом действий. И начала проявляться некоторая напряженность в отношениях между экономической властью России и руководством МВФ. Заключительный доклад по итогам майской миссии Фонда содержал явное осуждение действий правительства России и вызвал ответное раздражение со стороны его первого и главного читателя – Алексея Кудрина.
МВФ отметил, что российская экономика перегрета, а инфляция вызвана «некорректной» политикой правительства. И посоветовал просто «недовыполнять бюджет на 2008 год», не увеличивать траты впредь.
Алексей Кудрин за день до этого отчитывался перед Владимиром Путиным о том, что мешает и кто тормозит выполнение бюджета и почему деньги в срок не осваиваются. Поэтому он ответил миссии: «У нас строго должен исполняться федеральный бюджет, все обязательства строго запланированы, то, что запланировано, должно быть строго исполнено».
И в среду министр представил депутатам поправки, прямо противоположные рекомендациям МВФ.
Иными словами, заключено пари между правительством Владимира Путина и Международным валютным фондом. На кону 228 млрд российских рублей, разыгрываются проценты годовой инфляции. Если она несущественно превысит обещанные 10,5%– выиграет правительство. Если будет более 14% – придется признать правоту МВФ. Состязание проходит максимально публично, подтасовки невозможны, судьи – 140 с лишним миллионов граждан.
Аргументы МВФ традиционны – расходы означают вброс в экономику громадных средств, которые эта экономика (перегретая) не может переварить. Значит, всё выльется в рост цен, а это скоро приведет к сокращению роста ВВП, так как станет невыгодно вкладываться в страну, где инфляция стремится превысить 20–25%.
Уверенность Кудрина базируется на более конкретных знаниях. Действительно, правительственные поправки в бюджет 2008 года предусматривают рост расходов на 287,8 млрд рублей. Но непосредственно увеличение расходов составит 120,4 млрд рублей, а остальные расходы будут профинансированы за счет экономии и переноса части средств, предусмотренных в бюджете 2008 года, на 2009–2010 годы и наоборот. Кроме того, существенную часть расходов составляют социальные выплаты, а они никак не разгонят инфляцию. Вот с 1 июля все виды «детских» пособий вырастут на 10,5%.
Например, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женских консультациях на ранних сроках беременности, вырастет с 300 рублей до 331,5 рубля; пособие «по факту рождения ребенка» – с 8000 до 8845 рублей; ежемесячное пособие до достижения ребенком полутора лет – с 1500 до 1658 рублей для первенца, с 3000 до 3317 рублей при рождении следующих детей. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что эти добавки нуждающимся не вызовут рост цен на крупу и сахар.
Это подтверждают и ведущие экономисты. Причем из числа тех, кого трудно заподозрить в отсутствии критического настроя к действиям правительства. Например, Игорь Николаев, директор департамента ФБК*, который отмечает, что не только монетарная основа есть у инфляции. Или Владимир Милов, президент Института энергетической политики, который тоже связывает инфляцию скорее с недостатком конкуренции в России. Или Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, который давно недоумевает, почему повышение зарплат бюджетникам или увеличение выплат нуждающимся называют причиной роста цен, хотя это не так.
Другое дело – рост тарифов естественных монополий и очень существенные расходы на организуемые госкорпорации. Но по этим вопросам сейчас в правительстве идет серьезная дискуссия. А по первому вопросу, кстати, надо вспомнить, что это в свете требований МВФ – довести внутренние тарифы до уровня мировых.
Еще Кудрин учитывает действия Центробанка. Которые МВФ признает абсолютно верными, но недостаточными. Однако в среду же заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев сообщил, что реальный эффективный курс рубля за январь-май 2008 года вырос на 2,7%. В то же время рубль укрепляется относительно бивалютной корзины, он уже перешел ранее очерченный «коридор», причем ЦБ делает это так хитро, чтобы не допустить атак на российский финансовый рынок крупных спекулянтов. И это – лучшее средство от инфляции.
Остается дождаться конца года, чтобы оценить на собственных кошельках, хватит ли мер Минфина и ЦБ для сдерживания роста цен при увеличении социальных выплат или не хватит, как предрекает МВФ.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ