Подробности сделки пока не разглашаются. На вечер среды было известно лишь то, что за свои 25% плюс одну акцию Норникеля господин Прохоров получит 14% объединенной компании «РУСАЛ». Прежде был договор об 11%.
РУСАЛ сделал Прохорову предложение, от которого он не смог отказаться
«Эта сделка была ожидаема на протяжении нескольких месяцев. Хотя в последнее время ходили слухи, что Прохоров откажется от нее, заплатив штраф в 300 млн долларов. А потом перепродаст свой пакет акций Норникеля по более высокой цене Потанину с Усмановым, – комментирует газете ВЗГЛЯД событие Дмитрий Скворцов, аналитик Банка Москвы. – Видимо, РУСАЛ сделал Прохорову предложение, от которого он не смог отказаться. Например, предложив больше, чем тот рассчитывал. Насколько мне известно, изначально речь шла не о 14%, а об 11% акций «Русского алюминия».
По прежним договоренностям плюс к 11% РУСАЛа Прохоров должен был получить 5–6 млрд долларов. Может быть, эта сумма окажется несколько ниже как раз за счет большей доли акций. Известно же, что Дерипаске и Вексельбергу пришлось давать личные гарантии банкам, чтобы собрать деньги на покупку, в их компании даже приостановлены выплаты премиальных и повышение зарплат.
Изначально РУСАЛ предполагал выкупить у Прохорова 29% плюс одну акцию Норникеля. Эту сделку антимонопольный комитет одобрил в январе, она должна была состояться до 31 марта. Но была перенесена.
Дело в том, что владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин, который тоже контролирует блокпакет Норникеля (теперь более 30% с учетом выкупленных 8,1% акций у «КМ Инвест»), отказался дать разрешение на продажу 4% этой компании. Ими управлял фонд «КМ Инвест». Действия Потанина были понятны – он сам намеревался купить акции у Прохорова, который выставил их на продажу в 2007 году. Но Потанин не смог к весне найти, у кого занять необходимые 15,7 млрд долларов.
Тогда уже Дерипаска взял паузу, после чего согласился на выкуп у Прохорова уже не 29, а 25% акций. В СМИ стали появляться сведения, что Потанин купит Норникель вместе с владельцем Металлоинвеста Алишером Усмановым, но многие аналитики не верили, что Усманову действительно нужна эта сделка. Во всяком случае, купил компанию в итоге Дерипаска.
Теперь у Потанина остается около 30% акций Норникеля, но блокпакетом владеет Дерипаска, так что все переговоры о судьбе компании придется вести с ним. Судя по всему, пару недель назад Потанин и Прохоров согласовали нынешний вариант сделки, и потому «КМ Инвест» поделили мирно.
Теперь можно говорить о том, что завершен в целом развод Потанина и Прохорова, который начался вскоре после ареста Прохорова во Франции по подозрению в сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. Потанин получает 8,1% акций Норникеля, нефтегазовые, девелоперские и медиа активы. Прохорову достаются деньги, фонд «Открытые инвестиции», страховая компания «Согласие» и доля в Росбанке.
Но вот вопрос о будущем Норникеля остается открытым.
Дмитрий Скворцов так прокомментировал газете ВЗГЛЯД варианты развития событий.
«От этой сделки для миноритарных держателей акций Норникеля в ближайшем будущем ничего не изменится: был один акционер, стал другой, и все. Покупка 25% акций не дает РУСАЛу право фактически управлять компанией. По ряду оценок Потанину и Усманову принадлежит от 30 до 35% акций Норникеля (с учетом акций «КМ Инвест»). То есть по-прежнему в компании осталось два стратегических акционера, каждый из которых хочет увеличить свой пакет акций до блокирующего. Я вижу три варианта развития событий. Во-первых, РУСАЛ захочет увеличить свой пакет акций до контрольного. Об этом Дерипаска сам не раз говорил. В то же время нельзя исключать, что Потанин с Усмановым также захотят взять «Норильский никель» под контроль. И третий вариант – появление на рынке новой компании, которая будет включать в себя «Норильский никель» и Металлоинвест. Тем более что Потанин очень не хочет видеть РУСАЛ стратегическим партнером «Норильского никеля», – говорит аналитик.