«Это не фантазия, а возможное развитие событий», – отметил Андрис Пиебалгс в интервью испанской ежедневной газете El Economista в преддверии очередной сессии стран ОПЕК 5 марта.
Когда я стал комиссаром в 2004 году, баррель стоил 52 доллара. В течение трех лет цены выросли вдвое
«Когда я стал комиссаром в 2004 году, баррель стоил 52 доллара. В течение трех лет цены выросли вдвое. Мы не можем исключать, что в 2011 году баррель нефти может стоить 200 долларов», – заметил Андрис Пиебалгс.
«То, что я сказал, частично шутка, однако это не должно нас удивлять», – сказал еврокомиссар, добавив, что когда инвестбанк Goldman Sachs три года назад прогнозировал рост цен на нефть до 100 долларов, «многие воспринимали это как шутку».
По его словам, судя по тому, как в последние два года мы не перестаем удивляться развитию событий, нельзя исключить рост цен до 200 долларов.
Между тем цены на нефть в очередной раз бьют рекорды в свете падения курса доллара и опасений уменьшения уровня добычи нефти.
В минувший понедельник на Нью-йоркской бирже стоимость нефти марки Light по ходу торгов достигала отметки 103 доллара 95 центов, а по итогам дня остановилась на уровне 102 доллара 45 центов.
В Лондоне цена нефти марки Brent также оказалась рекордной – 102 доллара за баррель.
По словам аналитиков, поскольку рассчитываемая в долларах стоимость нефти растет из-за падения курса американской валюты, это делает нефть привлекательным активом для спекулянтов.
Новая цена нефти является абсолютным рекордом с поправкой на инфляцию – если пересчитать нефтяной пик 1980 года (38 долларов за баррель) в доллары 2008 года.
В среду в Вене состоится встреча 13 членов ОПЕК, которые поставляют на рынок 40% мировой нефти, для решения вопросов об объемах добычи нефти. Сейчас ежедневный уровень добычи – 29,67 млн баррелей.
Президент ОПЕК Шакиб Хелиль не исключил, что цена барреля нефти способна подняться в ближайшее время до уровня 110–120 долларов.
«Если в США будут продолжать политику снижения учетной банковской ставки, а курс доллара продолжит падать, то это приведет к расширению спекуляций на мировом нефтяном рынке, что вызовет взлет цен на нефть», – отметил он в заявлении в понедельник в Вене.
Вероятность того, что ОПЕК пойдет на повышение уровня добычи нефти ради сдерживания цен на черное золото, мала.
«Я не думаю, что ОПЕК будет рассматривать вопрос повышения добычи, поскольку в таком случае мы увеличим добычу ради удовлетворения спроса, которого не существует», – сказал президент ОПЕК Шакиб Хелиль.
Андрис Пиебалгс в интервью заметил, что «не мог бы вообразить» сокращение уровня добычи нефти странами ОПЕК. «Я надеюсь, что ОПЕК продемонстрирует всем, что нефть не заканчивается и что в средне- и долгосрочном периоде возможно увеличение производства нефти».
По его словам, рынки слишком возбуждены, цены сходят с ума, потому что необходимы долгосрочные гарантии наличия у ОПЕК достаточного количества ресурсов для обеспечения увеличивающегося спроса.
Аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров отмечает, что дальнейшее повышение цены на нефть в ближайшее время маловероятно. Напротив, стоит ожидать до конца марта снижения котировок до 90–95 долларов за баррель. Нынешняя цена на нефть явно завышена, причем 10–12 долларов составляют чисто спекулятивную надбавку. Ряд факторов добавляет рынку нервозности.
«Основным фактором роста цен выступает падение доллара, что создает предпосылки для спекуляции. Высокая премия на нефть складывается в результате нестабильности в отношениях с Венесуэлой – как показывает практика, США не могут контролировать данный регион. И, наконец, сейчас цена на нефть не привязана к физическому дефициту нефти. Поэтому даже если ОПЕК повысит квоты, это, вероятней всего, не сработает», – говорит аналитик.
Повышение поставок может послужить индикатором для рынка, сигналом к росту продаж, но не будет связано с реальными объемами поставляемой нефти. Ощутимое увеличение объема поставок может дать лишь Саудовская Аравия, поэтому все разговоры об увеличении квот на 500 тыс. баррелей в день, по сути, означают политическое давление на руководство этой страны. По мнению аналитика, смысла в увеличении квот нет. Также не стоит забывать, что весной потребление падает.