В соответствии с условиями сделки АвтоВАЗ получает 1 млрд долларов единой суммой, еще до 166 млн долларов составит дополнительный платеж, который будет выплачен в конце 2010 года в соответствии с результатами деятельности предприятия.
Если бы Renault рассматривала Logan как конкурента, то подписанного сегодня соглашения между компаниями не было бы
В пятницу было подписано соглашение о приобретении французской компанией блокпакета АвтоВАЗа у непосредственного продавца – ГК «Тройка Диалог», а также меморандум о принципах сотрудничества с мажоритарными акционерами АвтоВАЗа – «Тройкой Диалогом» и ФГУП «Рособоронэкспорт».
Как пояснил глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, Renault становится равноправным акционером: «Мы планируем завершить реструктуризацию АвтоВАЗа в июле этого года, после чего у предприятия будет три основных акционера – «Тройка Диалог», Ростехнологии и Renault».
Каждый акционер будет владельцем 25% акций. Сергей Чемезов пояснил, что Рособоронэкспорт напрямую не будет заниматься управлением АвтоВАЗом, передав акции управляющей компании – Ростехнологиям.
В дальнейшем АвтоВАЗ намерен увеличивать свою ликвидность. По словам председателя совета директоров ГК «Тройка Диалог» Рубена Варданяна, если два года назад вся компания оценивалась примерно в 1 млрд долларов, то сейчас ее стоимость превышает 5 млрд долларов, практически завершена процедура «раскольцовки» активов, у компании небольшая долговая нагрузка.
Приход в качестве партнера Renault, привлечение новых технологий, новый менеджмент, рост производства будут способствовать увеличению рыночной оценки компании. В зависимости от состояния фондового рынка к осени 2008 года (сентябрь-октябрь) АвтоВАЗ будет готов выйти на IPO, которое состоится в Москве и в Лондоне.
Инвесторам будет предложено до блокирующего пакета акций. Также обсуждается вопрос о проведении вторичного публичного размещения пакета акций АвтоВАЗа, принадлежащего «Тройке». По неофициальным данным, вторичное размещение может превысить сумму в 1 млрд долларов.
Управление АвтоВАЗом будет осуществляться исполнительным комитетом из пяти человек, куда войдут четыре представителя Renault и один от АвтоВАЗа. От Renault это будут Янн Венсан (исполнительный директор), Хью Демаршелье (вице-президент по планированию, продукции и программам), Кристиан Мюллер (вице-президент по закупкам).
Имена остальных членов комитета назовут позже. В целом предполагается, что две компании будут функционировать автономно, а координировать их деятельность будет совместный стратегический комитет.
В совете директоров АвтоВАЗа французская сторона получает три места из 12. По словам Бориса Алешина, собрание акционеров АвтоВАЗа, на котором рассмотрят состав совета директоров, состоится в мае текущего года. Уже известны представители Renault: президент Renault Карлос Гон и два исполнительных вице-президента Патрик Пелата и Тьерри Мулонге.
Как сообщил президент концерна Renault Карлос Гон, продажи автомобилей российского завода будут консолидированы Renault, таким образом, Россия станет для Renault первым рынком по объему продаж. АвтоВАЗ становится членом четвертого в настоящий момент автопроизводителя – альянса Renault-Nissan.
Renault привносит в стратегическое партнерство свои технологии и ноу-хау. При этом, подчеркнул Карлос Гон, целью является сохранение и развитие бренда Lada в России.
Президент концерна сослался на опыт альянса Renault-Nissan. По его словам, успех сотрудничества основывается на двух принципах – развитие технологий только в целях повышения эффективности каждой из компаний плюс уважение каждого из брендов и корпоративной культуры двух сторон. Все эти принципы будут использованы и на АвтоВАЗе.
Сохранение бренда стало одной из причин выбора в партнеры французской компании, отметил Сергей Чемезов. Другими факторами выступили возможности Renault, ее готовность предоставлять технологии, а также цена.
Как пояснил глава Ростехнологий, полученные деньги пойдут на завершение процедуры «раскольцовки», на выкуп части акций у миноритариев и возврат кредитов. Также он подчеркнул, что поскольку долговая нагрузка компании небольшая, она может быть увеличена, а средства направлены на модернизацию производства.
Renault получает доступ к производственным мощностям АвтоВАЗа, не все из которых в настоящий момент используются. Не исключено участие Renault в работе промпарка в Тольятти, и в частности в производстве автокомпонентов.
Также обсуждаются возможности совместного использования сбытовой сети АвтоВАЗа. Условия осуществления трансферта технологий президент группы АвтоВАЗ Борис Алешин раскрывать не стал, отметив, что они сейчас обсуждаются, но уверил, что условия получения «хорошие».
По словам Бориса Алешина, к 2012 году АвтоВАЗ намерен выпускать 1,2 млн автомобилей в год, а к 2014 году АвтоВАЗ выйдет на производство 1,5 млн машин. «Мы ищем взаимовыгодные решения», – заявил Борис Алешин, сообщив, что первый совместный автомобиль АвтоВАЗа и Renault будет создан на платформе Renault Logan.
7-местный универсал появится в продаже в 2009 году. «Нам кажется, что такое предложение найдет спрос среди отечественных автолюбителей», – отметил президент АвтоВАЗа. – Будут использованы платформа, двигатель и трансмиссия Renault, остальное мы создадим сами», – уточнил глава Ростехнологий.
Цена модели держится в секрете, впрочем, Сергей Чемезов не раз подчеркнул, что цель – создать конкурентоспособный, недорогой и качественный автомобиль.
На вопрос журналистов, не будет ли французская модель Renault Logan, собираемая на заводе «Автофрамос», напрямую конкурировать с новым автомобилем АвтоВАЗа, президент Renault Карлос Гон заявил, что «если бы Renault рассматривала Logan как конкурента, то подписанного сегодня соглашения между компаниями не было бы».
«Мы считаем, что Renault и АвтоВАЗ могут работать вместе и предоставлять широкую гамму автомобилей», – заключил он.
Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин добавил также, что союз Renault и АвтоВАЗа в будущем приведет к расширению модельного ряда, и АвтоВАЗ, возможно, начнет выпускать внедорожники и другую технику военного назначения, которые могут пойти на экспорт.
С канадской компаний Magna, которая ранее была привлечена для разработки серийных автомобилей, все вопросы, по-видимому, АвтоВАЗом решены полюбовно. «Наработки с Magna остаются в силе и будут использоваться при создании новых автомобилей», – сообщил Сергей Чемезов. Позднее, в кулуарных разговорах, выяснилось, что много привнести Magna не успела.