Игорь Шувалов был рад заявить, что теперь стало окончательно ясно: не оправдались прогнозы о том, что инфляция в России в 2008 году достигнет 16–17%, передает ПРАЙМ-ТАСС.
Если мы видим, что какая-то мера не срабатывает и не является эффективной и достаточной, мы должны быстро принять другие решения
Он отметил, что накопленная к настоящему времени инфляция в размере 12,% «ниже, чем прогнозировали эксперты в июне этого года… Они говорили, что будет 16–17%, но мы эту цифру не наблюдаем».
Мало понятно, каких экспертов имел в виду Игорь Шувалов. С середины лета все, к примеру, опрашиваемые газетой ВЗГЛЯД аналитики высказывали уверенность, что рост цен превысит правительственные обещания, но ограничивались допуском инфляции на уровне 13–14%. Примерно такие же прогнозы давали и другие газеты, в том числе «Ведомости», «Коммерсант» и другие. Так что не сбылись именно правительственные прогнозы, что, кстати, в понедельник в Горках Шувалов должен был признать.
«Уровень инфляции будет выше, чем запланированные изначально 8,5%… Этот уровень имеет определенные обоснования, у нас есть причины, почему уровень инфляции выше», – приводит слова первого вице-премьера ПРАЙМ-ТАСС.
Впрочем, агентства не приводят пояснений Шувалова о причинах роста цен сверх кабинетных ожиданий.
Несмотря на это, Шувалов рискнул сделать перед президентом новый довольно оптимистичный прогноз.
«Несмотря на то что ситуация в целом непростая, российская экономика демонстрирует позитивные темпы роста, в настоящий момент темпы роста порядка 7,5%, это последняя статистическая отчетность», – цитирует слова Шувалова ИТАР-ТАСС.
Он напомнил, что, согласно последним прогнозам Министерства экономического развития, «год мы закончим с показателем роста 6,8 или около 7%… Мы, конечно, подвержены конъюнктуре ценообразования на нефть и газ, и эти цифры, конечно, дают более скромные результаты. Но все макропоказатели, которые мы планировали в начале 2008 года, выполняются. 7,5% – это средний темп роста, который наблюдался в России на протяжении последних лет».
Насколько верным окажется этот прогноз Шувалова, мы узнаем в ближайшие месяцы, когда будут подведены итоги года. Но сейчас важнее оценить риски, с которыми уже столкнулась российская экономика и которые проявятся так или иначе в 2009 году, причем с самого начала года.
Дело в том, что промышленное производство в ноябре уже сократилось больше, чем во время кризиса 1998 года. Компании уже сокращают рабочие места, оправдываясь мировым экономическим кризисом и сокращением количества новых заказов, сообщает Bloomberg. И добавляет, что с августа инвесторы вывели из страны 190 миллиардов долларов, по оценке BNP Paribas. А цена на нефть упала ниже уровня 70 долларов за баррель, на который был ориентирован бюджет. Кроме того, появились сведения о том, что примерно на 20% снизился спрос на железнодорожные перевозки. А это важнейший индикатор активности промышленности, грубо говоря, если не возят, значит, нечего…
Чем действительно сегодня можно смело гордиться – тем, что финансовой системе страны не дали упасть в пропасть умелые действия правительства и ЦБ. Об этом ранее в понедельник говорил министр финансов Кудрин, и с этим эксперты и аналитики не спорят.
Дмитрий Медведев хорошо осведомлен о реальных делах в экономике страны. Поэтому он не стал спорить о прогнозах или тратить время на похвалы за достигнутое. Президент ставил задачи. Способы решения которых он намерен узнать от членов правительства уже в ближайшие дни.
Прежде всего, Медведев поручил правительству предпринять все необходимые меры, чтобы деньги, выделенные государством на поддержку реальных секторов экономики, наконец дошли до промышленных потребителей.
Он поинтересовался у Шувалова, какова ситуация в этой области.
«Решения исполнены в полном объеме, но денежные средства до промышленных потребителей не дошли, – сказал в ответ Шувалов. – До конца эти тромбы /в банковской системе/ мы не смогли пробить, поскольку нормативы, по которым работают банки, требуют от заемщиков предоставления дополнительной залоговой базы, а в настоящий момент в связи с тем, что активы многих предприятий обесценены, банки не понимают, как им выполнять эти требования».
Шувалов отметил, что необходимо, чтобы требования к заемщику не были такими жесткими, как сейчас, а «по наиболее крупным предприятиям стоит определить перечень и кредитование таких предприятий осуществлять через банки с государственным участием».
«В этой ситуации ключевым является фактор времени», – отметил президент России.
«Надо встретиться на совещании у меня и сделать так, чтобы эти деньги дошли до производства, в противном случае непонятно, зачем эти раскассированные средства, – подчеркнул президент. – Если это будет только через 2–4 месяца, мы части производства можем не досчитаться. Это серьезная задача, нужно искать развязки, подумайте и представьте предложения».
По информации газеты ВЗГЛЯД, президент намерен провести совещание с правительством и выслушать, что сделано, что надо сделать, уже в ближайшие дни. А вечерние совещания с членами кабинета министров он будет созывать, возможно, каждый день.
Второй важнейший вопрос, ответ на который Медведев хочет получить быстро, – про задержки с выплатами зарплат.
«Нужно обязательно максимально внимательно отслеживать ситуацию по выплате заработной платы», – цитирует президента «Интерфакс».
«Мы это проходили в 90-е годы и должны сделать все, чтобы проблемы такого порядка не коснулись наших граждан. Если где-то возникают эти проблемы, в том числе в регионах, нужно вмешиваться и заставлять платить деньги», – заявил глава государства.
Причем речь шла о работниках и государственного, и частного секторов.
Кроме того, Дмитрий Медведев призвал правительство к гибкости в принятии решений.
«В текущей ситуации мы не должны увлекаться тем, что уже сделали, приняли, если мы видим, что какая-то мера не срабатывает и не является эффективной и достаточной, мы должны быстро принять другие решения», – сказал он, обращаясь к министру промышленности и торговли РФ Виктору Христенко, который в понедельник тоже был вызван в Горки.
«Так поступают в других странах, и нам не нужно цепляться за ранее принятые решения, наша задача помочь нашей промышленности, нужно сразу вносить предложения, если мы убеждаемся в их необходимости», – цитирует Медведева ИТАР-ТАСС.
Поэтому он настоятельно посоветовал Христенко ускорить подготовку мер по поддержке отечественного автопрома. Напомнил, что в отрасли занято полтора миллиона работников.
Так же Медведев отреагировал на слова Христенко о проблемах черной металлургии. Мол, давайте скорее план конкретных действий, надо помогать промышленности вообще.
Президент Медведев призвал правительство поддержать еще и легкую промышленность, не допустить появления на российском рынке большого объема контрафактной продукции в связи с мировым финансовым кризисом.
«Достаточно много стран, которые заинтересованы в экспорте легкой промышленности нашей страны, и самая большая проблема – это контрафакт и контрабанда», – сказал президенту министр Виктор Христенко.
«Нужно продумать в этой ситуации, как поддержать нашего производителя, сохранить то, что удалось сделать за последнее время, в том числе в легкой промышленности, – ответил Дмитрий Медведев. – Там действительно огромное количество контрабанды было».