С 1 февраля прекращает свое действие Стабилизационный фонд России. Его преемниками стали Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Любые резервы – это мертвые средства. Их размещают с помощью низкодоходных, но очень надежных ценных бумаг и облигаций центробанков США и других стран
Как заявил заместитель директора долгового департамента Минфина РФ Петр Казакевич, 31 января совокупный объем Резервного фонда составил 3 трлн 69 млрд рублей, что равно 125,4 млрд долларов. Объем Фонда национального благосостояния – 782,8 млрд рублей, или 31,98 млрд долларов.
Когда возникла идея разделения Стабилизационного фонда на два новых, предполагалось, что работать они будут по-разному.
Резервному фонду отводилась консервативная задача сохранения средств, а деньги Фонда национального благосостояния планировалось активно вкладывать за рубежом, в том числе в акции и облигации зарубежных компаний.
Наряду с большим риском это обеспечивало бы и большую доходность. Так еще в мае прошлого года заявлял глава Минфина Алексей Кудрин.
«Фонд национального благосостояния, Пенсионный фонд будут иметь возможность инвестировать средства в корпоративные ценные бумаги, – говорил министр. – В ближайшее время вне России, а как только проблемы избыточной наличности ослабеют, то можно будет вкладывать и в России».
Однако Минфин раздумал. Как рассказал в декабре директор Департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Министерства финансов РФ, а ныне заместитель министра финансов Дмитрий Панкин, средства ФНБ в 2008 году будут инвестированы по аналогии с Резервным фондом и их пока не будут вкладывать в корпоративные бумаги.
«Пока у нас предложение сохранить механизм, который есть для Резервного фонда», – цитирует чиновника «Интерфакс».
Согласно постановлению Минфина средства Резервного фонда могут быть инвестированы в иностранную валюту и ряд финансовых активов в иностранной валюте, а также в облигации иностранных центральных банков.
А постановление о порядке управления средствами Фонда национального благосостояния очень похоже на предыдущий документ, с той разницей, что ФНБ может размещать на депозитах в зарубежных банках до 30% средств, а Резервный фонд – 25%.
У идеи консервативного управления деньгами есть и сторонники, и противники. Так, вице-президент РАН, директор Московской школы экономики МГУ Александр Некипелов считает, что разделение Стабфонда – это благо, однако деньги Фонда национального благосостояния должны работать.
«Любые резервы – это мертвые средства. Их размещают с помощью низкодоходных, но очень надежных ценных бумаг и облигаций центробанков США и других стран. Использование таким образом денег сверх необходимости – это упущение выгоды», – сказал он на пресс-конференции.
Академик считает, что нужно определить, сколько требуется иметь в запасе денег для поддержания стабильности в стране, а сумму свыше этого активно вкладывать.
Однако он отмечает, что в последнее время в стране началось движение в сторону использования средств Стабфонда внутри страны в рублях. Уже создан Инвестиционный фонд, который получает средства в национальной валюте. Есть предпосылки, что резервы ФНБ в перспективе также будут переведены в рубли.
«Средства ФНБ надо использовать только за рубежом. Инвестирование в рублях внутри страны повлечет денежную эмиссию и приведет к усилению инфляции», – предупреждает Некипелов.
Он предлагает капитализировать структуру вроде Внешэкономбанка и затем использовать ее для модернизации экономики путем предоставления долгосрочных валютных кредитов под соответствующие проекты.
«Часть резервов можно было бы использовать для импорта оборудования и технологий», – говорит Некипелов.
Так или иначе, но новые фонды только созданы. До хотя бы частичного перехода на национальные деньги должно пройти время. А для работы со средствами Фонда национального благосостояния еще предстоит создать отдельную инфраструктуру. Это будет сделано в течение 2008 года. А до тех пор вообще нельзя вкладывать средства ФНБ в акции корпораций.