Еще в 1999 году никто не предполагал, что в России будет дефицит цемента. Тогда его продавали дешевле себестоимости. Сейчас ситуация кардинально изменилась.
Пока в стране не появятся новые мощные заводы по производству цемента, вопрос решен не будет
Как пояснил во время круглого стола, посвященного ситуации на цементном рынке, руководитель департамента ценообразования Ассоциации строителей России Павел Горячкин, на 1 квадратный метр жилья приходится 1,1 кубометра бетона, соответственно, 500–600 кг цемента, который стоит 3000 рублей за тонну.
Если учесть, что среднероссийская себестоимость 1 квадратного метра жилья составляет 32 тыс. рублей, выходит, что доля цемента в ней достигает 10–12%, а это очень много. Для сравнения, еще в 2005 году на цемент приходилось 2–3%.
В таких условиях реализация программы обеспечения доступным жильем может быть просто сорвана.
«Строительные материалы подорожали на 30%, металл – на 70%, а цемент – на 90–140%. Государство из отрасли уходит. Но я думаю, что в таких направлениях должно быть регулируемое ценообразование, иначе жилищные программы встанут и олимпийские объекты не будут построены», – считает президент Ассоциации строителей России Николай Кошман.
Сейчас российская промышленность может обеспечить цементом строительство 65–70 млн квадратных метров жилья в год. Но, чтобы выполнить президентский призыв о возведении к 2015 году 140 млн квадратных метров ежегодно, нужно нарастить производство как минимум в два раза.
Однако, начав работу над федеральной программой доступного жилья, в стране почти забыли о поддержке сектора строительных материалов. Теперь ФАС России разработала программу развития этой сферы.
Антимонопольная служба предложила отменить ввозные пошлины на цемент (это произошло в конце прошлого года) с одновременным вводом запретительных пошлин на вывоз в размере 5%.
Член Совета по вопросам жилищного строительства при председателе Совета Федерации Михаил Викторов считает, что даже небольшие партии цемента, которые в результате останутся в России, могут стабилизировать цены. Ведь только в Казахстан уходит до миллиона тонн.
Зато Николай Кошман с этим не согласен. Во-первых, таможенные послабления в размере 5% – это не много, особенно при перевозке цемента, к примеру, до Владивостока, и за высокими тарифами на доставку их не заметно.
Кроме того, нельзя закрывать глаза на спекуляцию ценами крупнейших производителей. Это является большой проблемой, с которой ФАС справляется с переменным успехом.
Однако главное то, что пока в стране не появятся новые мощные заводы по производству цемента, вопрос решен не будет.
«Меры в отношении экспорта и импорта цемента могут помочь в решении локальных проблем, но без государственной поддержки инфраструктуры для заводов подъем производства невозможен», – считает директор аналитического управления ИГ «Антанта Пиоглобал» Георгий Иванин.
Эксперт предупреждает, что дефицит цемента в ближайшие годы сохранится, особенно летом. Темпы роста цен опережают все пессимистические прогнозы. Только на юге России за пять лет цемент подорожал в 10 раз.
«Мы думали, что цены будут расти на 35% в год. Однако в 2005 году они повысились более чем в три раза, сейчас ситуация еще более острая», – сказал он.
В то же время, говоря об оборудовании для отрасли, старший научный сотрудник НИИ цемента Лев Кройчук отметил, что в России вообще практически умерло машиностроение для цементной промышленности.
«У нас не осталось предприятий, которые выпускали бы вращающие печи, но мельницы можно было бы производить, так же как и помольные установки», – сказал он.
Крупные строительные компании уже стали переходить на закупку цемента за границей.
В связи со всем этим ФАС считает необходимым ввести контроль инвестиционных программ производителей, имеющих доминирующее положение на рынке, таких как «Евроцемент», «Сибирский цемент» и «Спасскцемент», чтобы они заботились о развитии отраслевой инфраструктуры.
Участники круглого стола отметили, что, заботясь о развитии сектора стройматериалов, нужно помнить о системном подходе к вопросу, чтобы через 5 лет на национальный рынок вышло 4–5 основных производителей цемента и 30–40 региональных операторов.
Такие попытки уже делаются, но проблемой остаются отвод и продажа земли, длительный процесс согласования документации, обеспечение строящихся заводов энегоресурсами, а также желание владельцев устаревших мощностей на волне спроса взвинчивать в десятки раз цены, по сути, на металлолом.