Месяц назад под Петербургом, когда открывали российский завод Toyota, губернатор города Валентина Матвиенко напомнила Герману Грефу о том, что еще в свою бытность министром он обещал купить первую машину, выпущенную здесь. Получив возможность задать вопросы главе представительства Toyota в Петербурге Ичиро Чиба, мы первым делом поинтересовались, сдержал ли Греф свое обещание. «Еще нет», – был ответ.
В России в плане конкуренции сейчас складывается картина, схожая с той, которая наблюдается в других европейских странах
– Господин Чиба, расскажите о планах компании на российском рынке на ближайшие год-два.
– Во-первых, мы планируем создать прочную производственную базу с долгосрочной перспективой. Во-вторых, постепенно увеличить объем производства с 20 до 50 тыс. машин в год. По состоянию на конец 2007 года инвестиции составили порядка 5 млрд рублей.
– На какие рынки будет направляться продукция компании с завода под Петербургом?
– Роль петербургского завода заключается в создании производства наших автомобилей, нацеленного в первую очередь на российский рынок.
– Сколько автомобилей завод уже выпустил начиная с 21 декабря? Сколько выпустит петербургский завод в 2008 году? Когда ожидается расширение модельного ряда?
– Начиная с 21 декабря мы собрали примерно 200 автомобилей (учтите нерабочие дни в конце года и новогодние праздники). Все машины одной модели – Toyota Camry. Мы рассматриваем вопрос о расширении модельного ряда, но к окончательному решению еще не пришли.
– Сейчас на заводе работают 600 человек. Ожидается ли расширение производства в Петербурге? Строительство других заводов Toyota в России?
– Пока мы намерены расширять только существующее производство в Шушарах.
– Кто для вас главный конкурент в России?
– В связи с ростом инвестиций в автомобильную промышленность в России в плане конкуренции сейчас складывается картина, схожая с той, которая наблюдается в других европейских странах.
– Много написано о глобальном противостоянии Toyota и General Motors. По данным на конец 2007 года, разрыв между конкурентами был минимален. Есть намерение обойти GM во что бы то ни стало?
– На мой взгляд, ни GM, ни Toyota не считают достижение звания № 1 в мире конкретной бизнес-целью.
– Известно, что у компании Toyota есть своя специфическая философия. Насколько она универсальна для всех стран, где присутствует компания? Она прижилась на российской почве?
– Сложно объяснить принципы работы Toyota вкратце. Это комплекс подходов в работе, который Toyota применяет уже на протяжении 70 лет своей истории.
Одним из принципов является взаимное уважение интересов компании и ее сотрудников.
Его соблюдение ведет к улучшению результатов деятельности компании, что должно обеспечить стабильное и долгосрочное трудоустройство наших сотрудников. В ходе стабильной и долгосрочной карьеры каждый человек получает возможность развития своих талантов и знаний при постоянной поддержке и обучения со стороны менеджмента. Периодическая оценка позволяет выявить достижения каждого сотрудника и вознаградить его в соответствии с системой долгосрочного развития персонала.
Так называемый «кайдзен» также является частью пути Toyota. Иногда этот принцип неправильно истолковывают как постоянное требование всё более высоких результатов. На самом деле «кайдзен» направлен на вовлечение всех сотрудников компании в совместное обсуждение проблем и поиск решения. Чтобы коллективно проработать проблему, иногда важно собственными глазами увидеть какой-либо объект или явление, иначе обсуждение останется абстрактным.
Такой подход называется «генчи генбуцу». «Генчи генбуцу» эффективен только тогда, когда есть четкое понимание стандартов в отношении определенного объекта или явления. «Генчи генбуцу» позволяет видеть возможное или потенциальное расхождение между стандартами (требованиями и т.п.) и реальностью. Поэтому он должен быть частью цикла PDCA (план проверки действия), а не отдельным этапом.
Как вы видите, в пути Toyota нет ничего восточного или азиатского. Это комплекс рациональных подходов, применимых в любой стране. Сложность заключается в том, что, как и в любом другом бизнес-вопросе, невозможно приобрести навыки и стать специалистом пройдя семинар продолжительностью несколько недель или при похожем обучении.
– На заводе Ford под Петербургом уже несколько лет проходят забастовки. Не боитесь, что они перекинутся и к вам? Есть гарантия, что профсоюз завода Toyota не пойдет таким путем?
– Пока мы только начинаем нашу коммерческую деятельность, и наши сотрудники проходят обучение. Мы надеемся, что они воспользуются этим временем для профессионального роста, с тем чтобы подготовиться к долгосрочной карьере на нашем заводе. И таких проблем не будет.
– Какой у вас автомобиль?
– С тех пор как 29 лет назад я получил водительские права, у меня были: Corolla Levin GTV, Carina 1.8, Corolla FX-GT, Celica GT-Four, Camry V6, Camry L4, Lexus GS300. В Санкт-Петербурге я езжу на Lexus GS430 (с водителем согласно политике компании).