По данным Генеральной прокуратуры России, экс-президент Русснефти Михаил Гуцериев, объявленный ранее в международный розыск, может находиться в Турции. Следствие утверждает, что 30 июля господин Гуцериев покинул территорию России и вылетел в Турцию из международного аэропорта Минска.
У него действительно огромные заслуги перед родиной, и нет сомнений, что выехал именно он, нарушив подписку о невыезде
«Гуцериев не та фигура, которую можно с кем-то спутать, у него действительно огромные заслуги перед родиной, и нет сомнений, что выехал именно он, нарушив подписку о невыезде», – сказал в среду официальный представитель Генпрокуратуры Виктор Гвоздев. «Подтверждений тому, что и сейчас предприниматель находится в Турции, нет», – уточнил он. «Были допрошены домработница Гуцериева, его коллеги, но никто не смог назвать местонахождение экс-главы Русснефти – ни сын, ни его гражданская жена», – перечислил господин Гвоздев.
Ранее источники газеты ВЗГЛЯД в Баку говорили, что после объявления в розыск Михаил Гуцериев уехал в Азербайджан. 22 августа погиб сын предпринимателя Чингисхан Гуцериев. «В Баку в центральной мечети Аждарбей по мусульманским обычаям было совершено омовение тела покойного, и потом оно было отправлено в Ингушетию для захоронения», – сказал газете ВЗГЛЯД житель Баку, ссылаясь на священнослужителей мечети. «Он мог отбыть через одну из арабских стран», – замечает источник.
Временный поверенный в делах России в Турции Дмитрий Быков* говорит, что посольство РФ в Турции не располагает информацией о том, что Михаил Гуцериев находится в Турции.
«Ни от российских правоохранительных органов, ни от турецких таких данных по официальным каналам не поступало», – подчеркнул дипломат.
Виктор Гвоздев раскрыл оперативную информацию о предполагаемом местонахождении Михаила Гуцериева в ходе заседания Мосгорсуда, где решался вопрос о законности выдачи санкции на заочный арест бывшего владельцы корпорации «Русснефть». Суд признал законной выдачу санкции. Правоохранительные органы обвиняют Михаила Гуцериева в незаконном предпринимательстве, совершенном группой лиц в особо крупном размере (часть 2 статьи 171 Уголовного кодекса), и уклонении от уплаты налогов с организаций (часть 2 статьи 199 Уголовного кодекса).
Трения топ-менеджмента Русснефти с правоохранительными структурами тянутся с ноября 2006 года. Участники рынка не исключают, что на Михаила Гуцериева оказывали давление с целью заставить продать компанию. Позже стало известно, что переговоры о покупке Русснефти ведет «Базовый элемент», принадлежащий Олегу Дерипаске. По неофициальной информации, сделка между «Базэлом» и структурами Михаила Гуцериева близка к завершению – господин Гуцериев получил за Русснефть около 3 млрд долларов. Аналитики не полагают, что «Базэл» может стать промежуточным звеном сложной сделки, в результате которой активы Русснефти перейдут Газпрому или Роснефти. Ранее экс-президент Русснефти в корпоративном издании жаловался на действия правоохранительных органов.
«Кто нас только не проверял за последние два года! – писал топ-менеджер. – Особенно за последний год: Генпрокуратура, ФНС и структуры МВД… Наступление было развернуто по всем фронтам, были открыты, порой под невероятными предлогами, уголовные и арбитражные дела против Русснефти, президента компании, топ-менеджеров, руководителей дочерних предприятий и, наконец, против акционеров». Через несколько дней предприниматель пояснил, что журналисты делают неверные выводы из его заявления и решение о продаже Русснефти он принимал добровольно. Михаил Гуцериев уточнил, что собирается временно прекратить предпринимательскую деятельность.
Между Россией и Турцией нет двустороннего соглашения о выдаче лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела и вынесены судебные решения о заочном аресте. Возможная выдача Михаила Гуцериева – предмет переговоров на основе международных нормативных актов. «Я затрудняюсь предположить, какой механизм может быть задействован, если будет поставлен вопрос о выдаче Гуцериева. Россия и Турция являются участниками целого ряда международных соглашений по данной тематике. Но сейчас об этом говорить рано», – резюмирует Дмитрий Быков.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом