Федеральная налоговая служба подала в Московский арбитражный суд иски против 11 фирм, которые в то или иное время были акционерами Русснефти.
Запутанная структура собственности не защищает, а служит поводом для усиления давления
Налоговики требуют признать сделки по распылению акций компании недействительными. Источник «Ведомостей» в суде утверждает, что иски были поданы в конце апреля. Ответчиками по ним выступают 11 организаций: ООО «Инициатива», «Шеддок Трейдинг Лимитед», ЗАО «ИК «АМИ-Инвест», ЗАО «Млада», «Юран-Инвест», ОАО «ИК «Гарант-Инвест», ОАО «ИК «Надежность», ЗАО «ИК «Нордфест», ЗАО «Спектр», ЗАО «Офар» и ЗАО «Миланфо». Эти фирмы в разное время владели бумагами Русснефти, а некоторые до сих пор выступают акционерами корпорации. Сотрудники ФНС считают, что с помощью этих организаций учредители концерна распыляли его акции, проводя их через длинную цепочку сделок купли-продажи. Представители ведомства требуют признать недействительными последние сделки в каждой цепочке по статье 169-й Гражданского кодекса как противоречащие основам правопорядка или нравственности. Помимо акционеров Русснефти ответчиком по всем искам выступает реестродержатель компании «Сервис-Реестр», а третьей стороной – Росимущество.
Во время создания Русснефти в сентябре 2002 года ее акционерами значились 7 организаций: «Гарант-Инвест» (20%), «Надежность», «АМИ-Инвест», «Нордфест» (по 10%), «Русбизнес XXI», «Остэм» (по 17%) и «Лейбол» (16%). За 4,5 года каждая из этих фирм либо продала часть своих акций, либо вообще вышла из состава акционеров Русснефти. В ежеквартальном отчете Русснефти за первый квартал 2007 года на 31 марта этого года у Русснефти было 6 акционеров: «Надежность» (9,7%), «Шеддок Трейдинг Лимитед», «Спектр», ЗАО «Евангелика» (по 20%), «Млада» (15,1%) и ЗАО «Миланфо» (15,2%).
С 17 сентября 2002 года по 31 марта 2007 года структура акционеров менялась 8 раз.
Оперативные комментарии представителей Русснефти, ФНС и Арбитражного суда города Москвы получить не удалось. На сайте Московского арбитражного суда дело против бывших и нынешних акционеров Русснефти не указано в числе принятых к рассмотрению.
Юристы утверждают, что, если ФНС выиграет иски, Михаил Гуцериев рискует потерять свою компанию. Статья 169-я гласит, что сделка, совершенная с целью обойти закон, уйти от налогов, может быть признана ничтожной, а доход от нее и само имущество (в данном случае речь идет об акциях Русснефти. – Ред.) можно взыскать в доход государства.
Перспективу перехода контроля над нефтяной компанией из рук Михаила Гуцериева в руки госкомпаний эксперты считают очевидной.
«Ситуация вокруг Русснефти развивается в соответствии с ожиданиями рынка, – считает главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин. – На компанию и ее собственников усиливается давление.
По-видимому, дело идет к продаже компании какой-либо из госструктур, например Газпрому или Роснефти».
Эксперт считает, что благоприятного для Михаила Гуцериева сценария развития ситуации пока не просматривается. «Напротив, имеется явное сходство с аналогичными делами – ЮКОСа и ситуации вокруг башкирских нефтехимических заводов, – подчеркивает господин Логвин. – Стандартные корпоративные действия по защите активов неэффективны при конфликте с государством. Последние новости по Русснефти это подтверждают – запутанная структура собственности не защищает, а служит поводом для усиления давления». По словам аналитика, затягивание продажи компании «лишь приведет к существенному снижению ее стоимости».