В понедельник глава МПР Юрий Трутнев заявил, что у компаний с контрольной долей участия иностранного капитала появится шанс поучаствовать в разработке российских стратегических месторождений.
Привлечение зарубежных компаний оправданно, так как для развития регионов требуются колоссальные инвестиции
«Если раньше мы безусловно предлагали не допускать компании с иностранным участием к аукционам на право пользования стратегическими участками, то сейчас мы предлагаем формулировку «по решению правительственной комиссии», – отметил министр на пресс-конференции. – Таким образом, у них появляется шанс». Нововведения предусмотрены в проекте к закону «О недрах», они пока обсуждаются.
Этими поправками, по его словам, планируется ввести контроль за сделками по распределенному фонду недр. «Мы предлагаем при сделках по продаже 5% требовать уведомление, а при 10% – разрешение на сделку», – резюмировал чиновник. Контрольной инстанцией, которая будет решать вопрос доступа компании к стратегическим недрам, по его словам, будет или правительственная комиссия, или Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
«Раньше компании с иностранным капиталом не допускались к аукционам на право пользования недрами стратегических месторождений и не могли приобретать акции организаций, владеющих соответствующими правами, – рассказали газете ВЗГЛЯД в МПР. – Теперь этот порядок станет более либерализованным». В ведомстве Трутнева отмечают, что после обсуждений законопроект будет внесен на рассмотрение в Государственную думу. «Мы планируем сделать это в январе», – отмечают в министерстве.
«Эти поправки носят как политический, так и экономический характер, – рассуждает аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – С политической точки зрения это жест доброй воли по отношению к Западу, который показывает, что Россия открыта и готова развивать бизнес-отношения. В то время как в Евросоюзе пытаются ограничить участие зарубежных инвесторов в ряде отраслей».
Эксперт считает, что с экономической точки зрения привлечение зарубежных компаний оправданно, так как для развития регионов требуются колоссальные инвестиции. «И самое главное, для создания конкурентной экономики необходимы современные технологии, многих из которых в современной России просто нет, – подчеркивает он. – В этом вопросе зарубежные инвесторы могут помочь разделить финансовые риски и, главное, привести сюда новые технологии».
Отечественные игроки, по его мнению, тоже выигрывают от этого и, как правило, получают долю в привлекательных зарубежных активах. «Участие немецкой BASF и в перспективе E.ON в разработке Южно-Русского месторождения лишь подтверждает этот факт», – констатирует он.
Знаковым называет нововведение и аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. «Цель этого решения очевидна – привлечь крупные иностранные холдинги к российским ресурсным проектам в обмен на перерабатывающие активы в Европе и других регионах, – отмечает Дмитрий Александров. – В результате отрасль получает соинвесторов при освоении сложных, рискованных, но перспективных участков недр в отдаленных регионах, доступ к технологиям, которых по ряду видов деятельности нам не хватает, например сбытовых активов за рубежом».
Иностранцы в свою очередь приобретают доступ к ресурсам, которых становится все меньше и за которые идет жесткая борьба.
«Обращает на себя внимание, что определять возможность участия зарубежных игроков в любом случае будет правительство, – рассуждает эксперт. – Таким образом, это приглашение с жестким уведомлением – приходите, но не шалите».
Господин Александров уверен, что решение МПР стратегически верное, поскольку формирует определенный образ открытости, возможности участия в освоении спецместорождений, позволяет привлечь инвестиции в инфраструктуру и «вместе с тем сохранить полный контроль за ходом работ».